Комплексное занятие с детьми средней группы по речевому и познавательному развитию на тему "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Комплексное занятие с детьми средней группы по речевому и познавательному развитию на тему "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2017.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие с детьми средней группы по речевому и познавательному развитию на тему "Весна"
Программное содержание: Обобщить и уточнять представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Составление короткого рассказа о весне с помощью схем -картинок.
Задачи:
Развивающие:
- Расширение лексического запаса по теме “Весна”.
- Развитие умения подбирать действия и признаки.
- Развитие связной речи.
- Развитие общей моторики.
- Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
- Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
- Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения, любви к природе.
- Формирование умения работать в коллективе.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, на деревьях набухают почки, появляются проталины; солнце пригревает, бегут ручейки, сосульки тают, прилетают перелетные птицы.
Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.
Оборудование: схемы картинок для составления рассказа о Весне, музыкальное сопровождение, маски зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему “Весна”:
1. Организационный момент.
- введение в тему занятия “Весна”;
- антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).
2. Работа по картинкам, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.
- рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;
- развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;
Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;
- упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков “Ш-Ж”.
3. Физкультминутка “солнечные цветочки”.
- тесно связана с темой занятия. Основными задачами на данном этапе являются:
- развитие общей и мелкой моторики.
- умение сочетать речь с движениями
- снятие усталости;
- снятие психофизических зажимов.
- развитие воображения.
4.Сказка “ Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм.
- развитие связной речи;
-развитие логического мышления-умение отгадывать загадки.
- распознавание по мимике настроения;
5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
- словарная работа :Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, на деревьях набухают, появляются цветы(подснежники); солнце пригревает, бегут ручейки, тают сосульки, прилетают птицы.
-сплочение детского коллектива.
Занятие подчинено одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны между собой
- развитие интереса к театрализованному действию.
6. Игра “Колобок ”.
-использование художественного слова.
- развитие умения декламировать стихи хором;
Ход занятия
- Организационный момент.
Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.
Скажите ребята, а какое сейчас время года? (Весна)
А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)
У весны есть три брата месяца, назовите мне их (март, апрель, май)
Март - это солнце, в марте пригревает солнце и начинает таять снег.
Апрель – вода, талый снег собирается в лужи, а из луж в ручьи.
Май – цвет, растет трава, на деревьях появляются листики, зацветают подснежники.
- Как много вы знаете о весне!
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.
- Всё правильно ответи ли, молодцы
Упражнения для языка:
Лужи, сосульки.
2. Работа по составлению картины весны, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.
- Ребята, давайте составим картину весны.
Ярко светит теплое солнышко. Часто идет дождь со снегом. Появляются проталины. На проталинах растут подснежники. Снег становится серым и грязным. На крыше капают сосульки. Бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Прилетают перелетные птицы. Появились первые цветочки.
- А какие изменения происходят в жизни животных весной? – они линяют, меняют шубки зимние на летние. Просыпается медведь после зимней спячки.
Весенний воздух чист и свеж
Давайте вдохнем (вдыхают носом, выдыхают ртом)
Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.
Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).
- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш
- А в травке зашевелились первые весенние жучки.
Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж
3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.
На окне в горшочке
Выросли листочки
К солнцу потянулись,
Дружно улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки
Развернут бутоны
В солнышке утонут.
4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.
- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ”
Бабушка: Испекла я колобка, и горячий, положу ка я его на окошко пусть остывает, ой да он живой!
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый .Отгадаешь загадку мою - отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!!Давайте поздороваемся с весной!
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй быстрый ручеек.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)
5. Игра «Колобок»
Колобок похож на мячик
По дорожке быстро скачет
Бабка с дедом сидя плачет.
Укатился он, как мячик.
На дорожке на лесной
Зайка крикнул ему – стой
Колобок с ним подружился
В пляске быстрой закружился
А еще с ним песни пел
И морковку даже ел.
И опять он покатился
И с волчонком подружился
Сказку рассказал ему,
Про волчонка и луну
И опять он покатился
С дядей Мишей подружился
С ним играли они в прятки,
Ели мед и шоколадки,
А потом лисичку встретил
И совсем он не заметил,
Как хитрющая плутовка
Обманула его ловко – Ам и съела!
6. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
Ой посмотрите, что нам мишка оставил? Вкусные конфетки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие с детьми средней группы "РУССКАЯ КАША!"
Очень интересное занятие!...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Конспект комплексного занятия с детьми средней группы «Стоит в поле теремок», 2019
Конспект комплексного занятия с детьми средней группы «Стоит в поле теремок», 2019...
Конспект комплексного занятия с детьми средней группы
Стоит в поле теремок...
Комплексное занятие с детьми средней группы по развитию речи и ИЗО Тема « Весенняя азбука»
Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений , уметь составлять рассказ...
Методическая разработка Интегрированного занятия с детьми средней группы по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» тема «Возвращение волшебства волшебной палочке»
Методическая разработкаИнтегрированного занятия с детьми средней группыпо образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»тема «Возвращение волшебс...