Комплексное занятие с детьми средней группы по речевому и познавательному развитию на тему "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Строканова Ольга Владимировна

Комплексное занятие с детьми средней группы по речевому и познавательному  развитию на тему "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2017.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие с детьми средней группы по речевому и познавательному  развитию на тему "Весна"

Программное содержание: Обобщить  и уточнять представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Составление короткого рассказа о весне с помощью схем -картинок.

Задачи:

Развивающие:

  1. Расширение лексического запаса по теме “Весна”.
  2. Развитие умения подбирать действия и признаки.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие общей моторики.
  5. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
  6. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
  7. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
  2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, на деревьях набухают почки, появляются проталины; солнце пригревает, бегут ручейки, сосульки тают, прилетают перелетные  птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: схемы картинок для составления рассказа о Весне, музыкальное сопровождение, маски  зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему “Весна”:

1. Организационный момент.

- введение в тему занятия “Весна”;

- антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).

2. Работа по картинкам, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

- рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;

- развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;

- упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков “Ш-Ж”.

3. Физкультминутка “солнечные цветочки”.

 - тесно связана с темой занятия. Основными задачами на данном этапе являются:

- развитие общей и мелкой моторики.

- умение сочетать речь с движениями

- снятие усталости;

- снятие психофизических зажимов.

 - развитие воображения.

4.Сказка “ Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм.

- развитие связной речи;

-развитие логического мышления-умение отгадывать загадки.

- распознавание по мимике настроения;

 5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

- словарная работа :Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег,  на деревьях набухают, появляются цветы(подснежники); солнце пригревает,  бегут ручейки, тают сосульки, прилетают  птицы.

-сплочение детского коллектива.

Занятие подчинено одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны между собой

- развитие интереса к театрализованному действию.

6. Игра “Колобок ”.

-использование художественного слова.

- развитие умения декламировать стихи хором;

                       

      Ход занятия

  1. Организационный момент.

                                                               

 Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

Скажите ребята, а какое сейчас время года? (Весна)

А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)

У весны есть три брата месяца, назовите мне их (март, апрель, май)

Март -  это солнце, в марте пригревает солнце и начинает таять снег.
Апрель –  вода, талый снег собирается в лужи, а из луж в ручьи.

Май – цвет, растет трава, на деревьях появляются листики, зацветают подснежники.

- Как много вы знаете о весне!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответи              ли, молодцы

Упражнения для языка:

Лужи, сосульки.

2. Работа по составлению  картины весны, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

- Ребята, давайте составим картину весны.

Ярко светит теплое солнышко. Часто идет дождь со снегом. Появляются проталины. На проталинах растут подснежники. Снег становится серым и грязным. На крыше капают сосульки. Бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Прилетают перелетные птицы. Появились первые цветочки.

- А какие изменения происходят в жизни  животных весной? – они линяют, меняют шубки  зимние на летние. Просыпается медведь после зимней спячки.

Весенний воздух чист и свеж

Давайте вдохнем (вдыхают носом, выдыхают ртом)

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

- А в травке зашевелились первые весенние жучки.

Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

На окне в горшочке

Выросли листочки

К солнцу потянулись,

Дружно улыбнулись,

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Развернут бутоны

В солнышке  утонут.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ”

Бабушка: Испекла я колобка, и горячий, положу ка я его на окошко пусть остывает, ой да он живой!

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Бабушка:

Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый .Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою.

И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!!Давайте  поздороваемся с весной!

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй быстрый ручеек.

 Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Игра «Колобок»

Колобок похож на мячик

По дорожке быстро скачет

Бабка с дедом сидя плачет.

Укатился он, как мячик.

На дорожке на лесной

Зайка крикнул ему – стой

Колобок с ним подружился

В пляске быстрой закружился

А еще с ним песни пел

И морковку даже ел.

И опять он покатился

И с волчонком подружился

Сказку рассказал ему,

Про волчонка и луну

И опять он покатился

С дядей Мишей подружился

С ним играли они в прятки,

Ели мед и шоколадки,

А потом лисичку встретил

И совсем он не заметил,

Как хитрющая плутовка

Обманула его ловко – Ам и съела!

6. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- О весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Какие признаки весны вы знаете?

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Ой посмотрите, что нам мишка оставил? Вкусные конфетки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми средней группы «Стоит в поле теремок», 2019

Конспект комплексного занятия с детьми средней группы «Стоит в поле теремок», 2019...

Комплексное занятие с детьми средней группы по развитию речи и ИЗО Тема « Весенняя азбука»

Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений , уметь составлять рассказ...

Методическая разработка Интегрированного занятия с детьми средней группы по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» тема «Возвращение волшебства волшебной палочке»

Методическая разработкаИнтегрированного занятия с детьми средней группыпо образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»тема «Возвращение волшебс...