«Зима. Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конакова Таисия Александровна

Конспект интегрированного занятия (развитие речи и рисование)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад  №97 «Кучтэнэч»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект интегрированного занятия (развитие речи и рисование)

«Зима. Зимние забавы»

для детей старшей группы

Составила воспитатель логопедической группы

Конакова Таисия Александровна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2020 год

Возрастная категория: старшая группа.

Программное содержание

Цель: развивать речь детей дошкольного возраста, расширить словарный запас детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования.

Коррекционно-развивающие задачи: расширять, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам; закреплять правильное употребление предлогов.

 Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Методические приемы и формы организации деятельности: Рассказы детей о зиме, беседа, дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок, игра с мячом, закрашивание рисунка, дыхательная гимнастика.

Словарная работа: снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

Оборудование занятия: письмо от Снегурочки, снежный комочек на верёвочке для дыхательной гимнастики, сюжетная картина с изображением зимы, небольшая искусственная ёлочка, разрезная картинка снеговика(на 6 частей).

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снеговика, предметные картинки к игре «Назови несколько»,

Раздаточный материал: на каждого ребёнка: краски акварельные, белые листы бумаги, пропитанные парафином, кисть, баночка с водой, соль.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за изменениями в природе на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о зиме.

Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в какой части занятия). В основной части занятия обратить внимание на Егора в образовании глаголов в форме прошедшего времени.

В основной части занятия обратить внимание на Настю в правильном использовании предлогов в речи.

В основной части занятия с Ралиной и Эмилем Х. обратить внимание на  правильное закрашивание картинки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся!

Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"

(по стихотворению Т. Сикачёвой)

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже "Здравствуй" говорю

Я соседской... курице

(Дети показывают "крылышки").

Здравствуй, солнце золотое!

(Показывают солнце).

Здравствуй, небо голубое!

(Показывают небо).

Здравствуй, вольный ветерок!

(Показывают "ветерок").

Здравствуй, маленький дубок!

(Показывают "дубок").

Здравствуй, Утро!

(Жест рукой вправо).

Здравствуй, День!

(Жест влево).

Нам здороваться не лень!

(Разводят обе руки в стороны).

1. Игра: «Какие слова подходят картинке?». 

(На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине).

Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.

2. Объявление темы.

Воспитатель держит в руках письмо и белый клубок ниток.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите нам пришло письмо от снегурочки. Давайте его прочитаем. (Дорогие ребята, случилась у нас беда. Серый волк украл снеговика. Что бы вернуть его нам нужно пройти непростые задания, которые подготовил волк. Если не справимся с ними, то волк оставит насовсем себе нашего снеговика. Чтобы выполнить все задания я вам высылаю волшебный снежный комочек и тарелочку. Помогите, пожалуйста, нам без вас не справиться!)  (воспитатель кладёт комочек на тарелку с нарисованными стрелочками и заданиями.) Ребята, поможем Снегурочке? Выполним все задания, возле которых комочек будет останавливаться.

Давайте отгадаем загадку.

«Запорошила дорожки и раскрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)  Значит, все задания будут про зиму.

3. Вводная беседа.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами составим рассказ про зиму (ответы детей).

Зима

Наступила холодная снежная зима. Солнце светит, но не греет. Земля покрылась белым пушистым снегом. Деревья стоят голые. На них лежит снег.

Медведь залёг на зимовку в берлогу. Заяц и белка переоделись в зимние шубки.

Птицам голодно зимой. Они перебрались поближе к жилью человека, к кормушкам.

Люди оделись в зимнюю одежду: теплые шубы, куртки.

Дети катаются на коньках,  на санках, на лыжах, лепят снеговиков.

II Основной ход занятия

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Воспитатель: снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашёл он дом.

В доме том живёт загадка.

Подберите к ней отгадку!

Чем покрыта зимой земля? (ответы детей). У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. (Воспитатель выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)

Игра «Подбери слова-родственники». Снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! У меня на тарелочке лежат снежинки. Давайте возьмём в руки и подуем на них. (дети выполняют дыхательную гимнастику)

Воспитатель: С первой задачей мы с вами справились отлично. Теперь пора дальше идти и выполнить следующее задание, чтобы вернуть снеговика.

Покатился снежный ком,

Снова отыскал он дом.

В доме том живёт загадка.

Поищите-ка отгадку!

Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?». (Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.)

Сегодня снег блестит, а вчера …

Сегодня снег падает, а вчера …

Сегодня снег сверкает, а вчера …

Сегодня снег тает, а вчера …

Сегодня снег хрустит, а вчера …

Сегодня снег идёт, а вчера…

Воспитатель: молодцы, и с этим заданием вы справились замечательно. А комочек наш снова катится.

Покатился снежный ком,

И опять увидел дом.

В доме том живёт загадка.

Нужно вам найти отгадку!

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Воспитатель: Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

- Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

- Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

- День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

- Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

- Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

- Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

А сейчас предлагаю немного передохнуть, а потом опять пуститься в путь.

Физкультминутка «Снеговик»

Давай дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком

Останавливаются, «рисуют» руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера.

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какая же загадка ждёт нас теперь?

Покатился снежный ком,

И нашёл четвёртый дом.

В доме том живёт загадка.

Но какая к ней отгадка!

Игра «Где снегирь?». (Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи).

Воспитатель: Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле ёлочки.

Воспитатель перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.

Снегирь спрятался под елью. Подлетает к ёлочке. Слетел с ёлки. Прыгает возле (около) ели. Сидит на ели. Перелетел с ветки на ветку.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Наш снежный комочек отправляется в путешествие последний раз.

Покатился снежный ком,

Перед ним последний дом.

В доме том живёт загадка.

Подберите к ней отгадку!

Игра «Назови ласково» с мячом.

Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Встаньте в круг. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег- снежок                 Сосулька - сосулечка

Мороз - морозец            Дерево - деревце

Ветер - ветерок            Горка - горочка

Лёд - ледок                    Холод - холодок

Зима - зимушка             Санки - саночки

Воспитатель: Ребята! Вы все молодцы, со всеми заданиями справились. Мы с вами собрали 6 картинок, но что они означают - не могу понять. Давайте вместе на них посмотрим и соберём одну большую картинку и узнаем что же там нарисовано. (Снеговик). Вы спасли снеговика от серого волка. За то, что мы с вами так хорошо справились со всеми заданиями, Снегурочка вам приготовила  волшебные  картинки, но, чтобы увидеть, что там изображено, нужно весь листочек, закрасить голубой или синей краской. Пройдемте к столам. Каждый садится на своё место. Можете взять кисточки и приступить к закрашиванию вашей будущей картинки. (Дети выполняют  работу)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у вас получилось? (Ответы детей)

III. Итог занятия

- Ребята, какие вам задания показались самыми сложными? Почему?

- А какие лёгкие? Почему?

- Что понравилось?

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе "Зима.Зимние забавы"

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Зима. Зимние забавы"

Мероприятие проходит в форме  диалогически проблемной  игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

"Зима. Зимние забавы"

конспект логопедического подгруппового занятия.цель: обощение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.занятие продготовлено с использованием интерактивной доски, можно использовать фланелегра...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ «Зимушка – зима. Зимняя забава - снеговик». Подготовительная группа

Данный материал представляет собой конспект совместной деятельности педагога с детьми по лексической теме "Зима. Зимние забавы."Педагогом ставятся задачи:1Формировать умение поддерживать речевое общен...

Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.

Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...

Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г

Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...