Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников
статья по развитию речи
В данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_zvukoslogovoy_struktury_slova_u_doshkolnikov.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников
Актуальность темы: Овладение звукослоговым составом родного языка
Происходит впервые годы жизни ребёнка и к 3-3,5 годам большинство детей усваивают огромное количество слов, а к старшему дошкольному возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности. В случаях речевой патологии процесс овладения звукослоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определенной спецификой и качественным своеобразием.
В последние годы , в качестве наиболее распространенной формы патологии речи у детей дошкольного возраста, стало рассматриваться общее недоразвитие речи. В настоящее время под ОНР понимают различные сложные речевые расстройства , при которых у детей нарушается процесс языкового развития, а формирование речевых навыков осуществляется дисгармонично. Многочисленные и многоаспектные исследования (В.К.Воробьева, Б.М.Гриншпун, С.Н.Шаховская, А.В.Ястребова, Н.В.Серебрякова и др.) выявили трудности в формировании как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе развития логопедической науки проблеме усвоения звукослоговой структуры слова детьми с нарушенной речевой деятельностью просвещены исследования таких ведущих специалистов различных научных областей, как З. Е. Агранович, Г.В.Бабина, Г.Е.Левина, Н. Ю. Сафонкинсе, Т. Л.Титова и др.
Анализ реальной ситуации сложившиеся в настоящее время в системе дошкольного воспитания показал , что количество детей с ОНР неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 лет, имеющие разнообразные проявления нарушения звукослогового состава слов. Эти дошкольники составляют основную группу из числа неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина недостатки в развитии процессов звукослогового анализа и синтеза известно, что звукослоговый анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. В то же время исследования таких авторов, как Р.Е. Левина, А. К. Маршева, Р. А. Белова-Давид показывают, что у детей с ОНР искажение звукослоговой структуры слова сложнее, часто встречается расстройство, выступающее в форме фонематических нарушений, замен, пропусков, перестановок, повторений звуков и слогов, упрощения групп согласных и т.п. При воспроизведении неусвоенных слоговых структур появляются искажение звуков не свойственных изолированному произношению слов, с доступной ребенку слоговой структурой. Это говорит о необходимости специальной и своевременной отработки слоговой структуры не только для овладения произношением целых слов, но и для возможности употребления имеющихся звуков и усвоения новы. Поэтому мы считаем необходимым проведение сравнительного анализа нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием с целью выявления особенностей данного нарушения, специфических механизмов и симптоматики, что способствует оптимальной дифференциальной диагностики и более эффективной коррекции данного речевого недоразвития.
Современные исследователи З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, Р. Е. Левина, Н. Ю. Сафонкина, Т. А. Титова и др.указывают на то, что дети с ОНР нуждаются в комплексной и систематической логопедической работе по развитию всех сторон речи, в том числе и звукослоговой системы.
Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть ОНР и в определенной мере предотвратить обусловленное им отрицательное влияние на установление языковых средств общения из всего выше сказанного следует, что вопрос формирования звукослоговой структуры слов у детей с ОНР является значительным и актуальным.
Объект исследования - особенности процесса восприятия и воспроизведения слов различной структурной сложности у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – содержание коррекционной логопедической работы по формированию звуковой и слоговой структуры слов при при общем недоразвитии речи.
Цель исследования – определение наиболее эффективных направлений и содержания логопедического воздействия, направленных на коррекцию выявленных нарушений и развитие процесса усвоения звукослоговой структуры у детей с ОНР.
Задачи исследования: 1. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования охарактеризовать и сопоставить показатели развития звукослоговой структуры слов у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием.
2.Определить механизмы обуславливающие нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР
3.Определить направление коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР для оптимизации звукослоговой структуры слова
4. Теоретически обосновать, адаптировать и реализовать методику коррекционной работы по формированию звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...
О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.
Стертая форма дизартрии- это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы...
Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников
в данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и последовательность работы по их устранению, раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы ...
Голубева Г.Г." Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников "
В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников...
“Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития”
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это...
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...