Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников
статья по развитию речи по теме
в данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и последовательность работы по их устранению, раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы по данному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние гοды внимание педагοгов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, наблюдается значительное нарушение звукослоговой структуры слова, что влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Нарушения звукослогового оформления речи у детей могут быть разнообразны: замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов и непостоянны по характеру проявления. В работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой и их последователей отмечается, что нарушения формирования звукослоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи. Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звукослоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития.
Разнообразные ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слова, такие как пропуски, перестановки звуков и слогов, указывают на недостаточное овладение или отсутствие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Формированию звукослогового анализа и синтеза предшествуют игры и упражнения, направленные на формирование таких понятий, как начало, середина, конец, перед, после, за, первый, последний. Работа по развитию звукослогового анализа и синтеза начинается с привлечения материальных опор и вспомогательных приемов: отхлопывание или отстукивание слова по слогам, звуковые и слоговые схемы слов, слоговые линейки и т.д., затем она проводится в плане громкой речи , а после на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
Работа по развитию звукослогового анализа и синтеза проходит в несколько этапов:
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
При формировании навыка фонематического анализа и синтеза используются различные виды работ на определение наличия места звука в слове, определение места звука по отношению к другим, на составление слов из данных звуков.
Перед выделением звука на фоне слова можно использовать упражнения на вычленение звука из ряда других звуков или слогов.
Выделение звука на фоне слова осуществляется в определенной последовательности:
- Начальный гласный в ударной позиции;
- Начальный гласный в безударной позиции;
- Гласные звуки А, О, У в середине слова;
- Согласный звук в начале слова, в конце слова, в середине слова.
- Развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане дети учатся выделять гласные звуки в слове, усваивают основное правило слогового деления: сколько в слове гласных, столько и слогов. Для этого необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, выделению гласных из речи: дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения. В дальнейшем проводится работа по выделению гласных звуков из слога и слова. В начале используются односложные слова, затем двух- и трехсложные. Дети находят гласный звук и определяют его место в слове.
- Развитие звукослоговой структуры слова.
Одновременно с работой над структурой слога осуществляется работа над произношением слова. В работе используются слова в определенной последовательности с учетом их слоговой трудности – от легких к более сложным. Слова новой ступени вводятся после усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения слов необходимо многократно повторять их, поэтому предлагаемый речевой материал подкрепляется игровыми упражнениями и заданиями, с целью поддержания интереса ребенка к работе. Развитие звукослоговой структуры слова тесно связано с расширением словарного запаса ребенка. Овладение навыком образования новых слов позволяет закрепить их произнесение с учетом определенных требований к звукослоговому оформлению посредством постепенно усложняющейся слоговой структуры и изменения характера звукового состава слов.
В процессе усвоения звукослоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звукослоговой структуры слова в недостаточности двигательных или слуховых возможностей детей . В случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой, качественным своеобразием
- Закрепление усвоенных навыков во фразовой и самостоятельной речи.
Нарушения звукослоговой структуры слова носят стойкий и длительный характер. Слоговая структура слова, усвоенная изолированно, может вновь искажаться при введении слова во фразовую речь. Это обуславливает необходимость включения в работу закрепление звукослоговой структуры слова во фразовой речи.
Данное направление предусматривает использование разнообразных упражнений на материале ритмизированной речи: загадки, считалки, потешки, стихотворения. Они способствуют развитию чувства ритма, создают предпосылки для правильного членения речевого потока на предложения, усвоения словесного ударения. Работу необходимо начинать с разучивания двух строк, постепенно переходя к четырем. Только после этого предлагаются более объемные по содержанию тексты.
В работе над самостоятельной речью можно использовать различные виды заданий, например, составить предложение по картинке, с опорой на слова, пересказ прочитанного текста, импровизация сказок и т.д.
Нарушения звукослоговой структуры слова, требуют длительной работы по их устранению. Без целенаправленного воздействия, дети самостоятельно не смогут преодолеть имеющиеся у них нарушения. Но, работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания). Известно, неполноценная речевая деятельность накладывает οтпечатοк на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективнο- вοлевοй сферы. Поэтому, очень важно выявление и устранение нарушений речи в ранние сроки.
Список литературы
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М. – Л.: Изд-во АПН РСФСР 1948.
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010
Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954, № 6
Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. – СПб, 1994
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/13/picture-930514-1497363626.jpg)
Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-622191-1505659468.jpg)
О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.
Стертая форма дизартрии- это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы...
Голубева Г.Г." Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников "
В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185490-1573163272.jpg)
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1272563-1604312519.png)
Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников
В данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы по данному направлению....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-1307609-1611328100.jpg)
“Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития”
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это...
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...