“Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития”
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Куприянова Оксана Викторовна

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.Нарушения звукослоговой структуры слова являются характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Изложенные факты указывают на существование особых закономерностей процесса усвоения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР и ЗПР и на необходимость для его формирования специального логопедического вмешательства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для учителей-логопедов, учителей-дефектологов

на тему:

“Нарушения звукослоговой структуры

слова у дошкольников с задержкой

психического развития”

                                Составила:

                                учитель-логопед, учитель-дефектолог                                 ГБДОУ детский сад № 38                                                 компенсирующего вида

                                Куприянова Оксана Викторовна

 

Санкт-Петербург

2021

        Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

        Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

        Нарушения звукослогового оформления речи у детей с речевой патологией могут быть разнообразны (замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов) и непостоянны по характеру проявления. Эти нарушения часто носят стойкий и длительный характер и затрудняют процесс нормального развития речи.

        Нарушения звукослоговой структуры слова являются характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Наибольшее количество ошибок относится к воспроизведению стечения согласных в словах. Сокращение стечения согласных выражается либо в полном отсутствии его в слове, либо в частичном изменении его состава или конструкции (замещение звуков, сокращение одного из компонентов стечения). Дети замещают составляющие стечение звуки более простыми по артикуляции (по сходству места или способа образования, т. е. опираясь на их двигательную характеристику). При замещении одного из звуков стечения прослеживается следующая закономерность: как правило, замещается звук более сложный по артикуляции. При соседстве резко различающихся звуков замещения определяются степенью трудности артикуляции каждого из компонентов стечения. При соседстве более или менее равноценных звуков замещается звук, стоящий на первом месте. При сокращении одного из звуков стечения независимо от состава этого стечения, основной закономерностью является сокращение первого звука. При этом второй звук передаётся либо верно, либо замещается сходным по способу или месту образования.

        Весьма распространённым видом ошибок у детей с ЗПР и у детей с ОНР является сокращение числа слогов, а также перестановки слогов внутри слова. Сокращение количества слогов отмечается преимущественно в многосложных словах со стечением согласных. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, произнесение этих слов сопряжено со сложностью их фонетического контекста; во-вторых, многосложные слова поздно появляются в речи детей и медленно ими усваиваются. Кроме того, при передаче слов различной слоговой сложности дети замещают не только слоги, но и звуки, чаще согласные, сохранные у них в изолированном произношении.

        У детей с ЗПР и ОНР наибольшее количество ошибок в звукослоговом оформлении относится к прилагательным и существительным, обозначающим абстрактные, незнакомые детям понятия. Это обусловлено тем , что дети, прежде всего, усваивают существительные, обозначающие конкретные, бытовые понятия. Абстрактные и незнакомые понятия усваиваются детьми с ОНР и ЗПР с затруднением. Усвоение прилагательных происходит позднее, что сопряжено с необходимостью достижения детьми достаточного уровня сформированности мыслительных операций анализа, способности вычленять признаки предметов. Имеющиеся у детей с ОНР и ЗПР нарушения мыслительных операций приводит к выраженному отставанию в усвоении данной части речи и обусловливают большое количество ошибок в их звукослоговой структуре.

        Несомненно, что характер ошибок в звукослоговом составе слова обусловлен состоянием сенсорных или моторных возможностей детей. Ошибки, связанные с перестановкой слогов и добавлением числа слогов, обусловлены недоразвитием в сфере слухового восприятия. У детей этой категории наблюдаются также нарушения слухоречевой памяти, речевого внимания. Ошибки, связанные с сокращением числа слогов, уподоблением слогов, сокращением стечения согласных вызваны нарушениями артикуляторной сферы.

        Изложенные факты указывают на существование особых закономерностей процесса усвоения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР и ЗПР и на необходимость для его формирования специального логопедического вмешательства.

        Организуемое коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению нарушений звукослоговой структуры решает следующие задачи, реализация которых осуществляется в их единстве:

  • формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение звукослогового состава слов (сенсорного и моторного звеньев речевого процесса);
  • формирование навыков правильного звукослогового оформления.

        Логопедическая работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова должна осуществляться по двум параллельным направлениям:

  • обучение произношению слов из имеющихся у ребёнка звуков;
  • работа над произношением слогов, слов в период автоматизации новых усваиваемых звуков.

        В рамках этих двух направлений проводится работа по развитию у детей:

  • сенсорных возможностей (слуховое восприятие, внимание, слухоречевая память, слухоречевой ритм);
  • артикуляционных возможностей (развитие кинестетического и кинетического орального праксиса, развитие статики и динамики артикуляторных движений);
  • функций звукового анализа, синтеза, представлений.

   

Список используемой литературы:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Спб. “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
  2. Голубева Г. Г. Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития //Логопедия. 2004. № 1 (3).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...

О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.

Стертая форма дизартрии- это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы...

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников

в данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и последовательность работы по их устранению, раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы ...

Голубева Г.Г." Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников "

В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников...

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников

В данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы по данному направлению....

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...