Проект " Развитие речи через Устное народное творчество"
проект по развитию речи (младшая группа)

Туйкова Галина Сергеевна

Проект для второй младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение «Детский сад «Золушка» муниципального образования

 Ясненский городской округ

C:\Users\Админ\Downloads\hello_html_m531a1886.jpg

Подготовила:

Воспитатель – Туйкова Галина Сергеевна

Ясный - 2018

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Тип проекта: творческо-поисковый.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и

вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов им не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Актуальность

   Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

1. этап - теоретический

Сентябрь-октябрь

Форма работы:

1. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно –тематическое планирование к программе «Школа 2100».

2. Изучение методической литературы.

3. Интернет – ресурсы.

Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru

4. Изучение опыта работы Оскомовой Е. А. г. Снежногорска МБДОУ №1 по теме: «Изучение речи детей младшего дошкольного  возраста средствами устного народного творчества»

2. этап - практический

Ноябрь-апрель

Форма работы:

1. Изучение статьи на тему«Роль потешек в развитии речи ребенка».

2. Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей»

3. Создание картотеки потешек.

4. Анкетирование родителей по теме:«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

5. Открытое занятие педагогам ДОУ.

Практические выходы

1. Оформление сборника консультаций для родителей.

2. Оформление папки-передвижки.

3. Обобщение и интерпретация результатов анкетирования.

4. 04.04.2017г. открытое занятие

3. этап - заключительный Май 2017г.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА

ФОРМЫ:

занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ПРОЕКТА:

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения;

- проведение подвижных игр;

- специальные игровые задания;

- психогимнастика.

- С РОДИТЕЛЯМИ

- анкетирование

– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- У детей повысить интерес к устному народному творчеству ;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

ОЖИДАЕМАЯ  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

  Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Проанализировав проделанную работу, пришла к выводу, что работу по изучению данной темы необходимо продолжить: особое внимание уделить развитию речи, обогатить предметно – развивающую среду, привлечь к этому родителей воспитанников.

Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Литература:

1. Журналы «Дошкольное воспитание»

2. Журналы «Ребёнок в детском саду»

3. Ресурсы интернета.

4. «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников»- Гасанова P. X. «Радуга»хрестоматия для детского сада- Юлмухаметов М. Б., ЯгафароЕ Я. Ш.

5. «Русский детский фольклор»- Мельников М. Н. Башкирское народное творчество.

6. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.

7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

8. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. -СПБ: Детство-пресс, 2001.

9. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ: Детство-Пресс, 2000.

6. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

Развитие речи через устное народное творчество. "По сказкам с Бабой Ягой"

Развитие речи через устное народное творчество. Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Развитие речи через устное народное творчество»

Развитие речи через устное народное творчество. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русск...

Консультация для педагогов "Развитие речи через устное народное творчество"

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в...

Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»

Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»...

Развитие связной речи через устное народное творчество

Устное народное творчество - важное средство для формирование речи ребенка....