Консультация для педагогов «Развитие речи через устное народное творчество»
консультация
Развитие речи через устное народное творчество.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в помощники в овладении детьми родным языком.
Устное народное творчество мы можем взять в помощники в овладении детьми родным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области
Консультация для педагогов
«Развитие речи через устное народное творчество»
Составитель: Бахарева А.Ю
Воспитатель I кв. категории
г. Аша, 2018 год
Развитие речи через устное народное творчество.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в помощники в овладении детьми родным языком.
Устное народное творчество мы можем взять в помощники в овладении детьми родным языком.
Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в игре, в непринуждённой обстановке, в привычной им среде.
Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Важно, чтобы ребёнок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.
Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевёртыши, загадки.
Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через пословицы, скороговорки.
Народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатлённый в слове.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.
Рассмотрим несколько жанров устного народного творчества.
Приговорки.
Приговорки – способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует своё определение, ласковое слово. Так ребёнок видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом видится профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
Матушка репка, уродись крепка, ни густа, ни редка, до великого хвоста.
Прибаутки.
Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из 2-х, 4-х, редко 8-ми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных определяющих чертах. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Скороговорки.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Она представляет картину знакомых реалий повседневной жизни. Ещё одна особенность скороговорки – её сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить чёткую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует чёткость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: даёт возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами в течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
Методика разучивания скороговорки.
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
- Прохлопать ритм скороговорки.
- Произнести скороговорку хором, индивидуально.
- Произнести тихо, громко, грустно, весело, высоким, низким голосом.
- Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности:
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
Загадки.
Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребёнка. Каждая загадка – это своеобразное испытание на сообразительность. Загадки не только развивают память, но воспитывают поэтическое чувство, подготавливают ребёнка к восприятию классической литературы.
По типу структурной логической задачи существует 5 видов загадок:
- Загадки с точно названными признаками.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова)
- Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.
В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух)
- Загадки с отрицательными сравнениями. Ребёнок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
- Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, и иносказание.
Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо пасёт. (Месяц и звёзды)
- Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Хотя в дошкольном возрасте дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Причины ошибок могут быть следующие:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Пословицы и поговорки.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё она не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
Он – лисий хвост. (Поговорка)
В чужом глазу сучок видит, а в своём и бревна не замечает. (Пословица)
Пословицы знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка. Краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые уговоры и нравоучения. Пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей, после работы с рассказом, сказкой.
Подвижные игры, считалки.
Считалки – это истории, придуманные для детей. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность говорить раздельно все слова.
Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, дают возможность быстро организовать игроков, настроить на точное выполнение правил.
Вам прислали сто рублей,
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
Таким образом, чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество"
Духовно - нравственное развитие личности ребенка...
Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»
Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...
"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО...
«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»
Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как ...
Консультация для педагогов "Развитие речи через устное народное творчество"
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в...
Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»
Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»...