Развитие речи через устное народное творчество. "По сказкам с Бабой Ягой"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Дауркина Анна Валерьевна

Развитие речи через устное народное творчество. Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

«По сказкам с Бабой Ягой»

Учитель-логопед: Дауркина А.В.

23.09.2019 г.

Цель: 

Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству и эмоционального настроя у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определениями; дать характеристику героям сказок.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, координацию речи с движениями, памяти, логического мышления. Закреплять  навыки выделения нужного звука из слов, определение места звука в слове. Уметь характеризовать звук по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Закреплять умение строить диалог и отвечать на вопросы.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; интереса к художественной литературе.

Оборудование: презентация с иллюстрациями к сказкам, с изображением сказочных героев; объемные буквы для составления слова; игры со звуками и сказочными героями и предметами из сказок; музыкальный центр; макет избушки на курьих ножках; яблоня с яблоками, сказочный теремок, краски, пластилин, альбомные листы.

Предварительная работа:  игра-викторина «В гости к сказкам». Разучивание физкультминуток «Баба Яга», изготовление атрибутов (избушка на курьих ножках, сказочный домик, изготовление куклы Бабы-Яги,  макет яблони из пластилина). Заучивание стихотворений о сказочных героев. Знакомство со сказочным персонажем – Бабой–Ягой: чтение художественной литературы, прослушивание аудиосказок (русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба–Яга», «Царевна–лягушка», «Морозко»); просмотр художественного фильма «Морозко» и мультфильмов по русским народным сказкам.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, зал украшен по русским народным сказкам, детей встречает Баба-Яга.

Баба Яга. А вот и я. Уф, успела… Прослышала я, что вы скоро в школу пойдете. Так ли это?

Как же вы это, меня одну оставите, к кому я на праздники буду прилетать, кого пугать, смешить буду, кому песни петь буду? Нет, так не пойдет! Не пущу я вас в школу и все тут! Вы буквы и звуки знаете? Сейчас проверим. Приготовила такие задания, с которыми вы детки-конфетки не справитесь. И тогда останетесь навеки в детском саду вместе со мной! Ха-ха-ха!

Баба-яга.  Вот у меня есть карточки, а вы знаете для чего они? (ответы детей).

Баба-яга.  Правильно это сказка о «Веселом Язычке». Расскажите и покажите как она сказывается. (Дети выполняют общие развивающие упражнения перед индивидуальными зеркалами).

1. Артикуляционная гимнастика

Баба-яга. Молодцы.

Баба-яга.  Следующее задание, вам нужно отгадать зашифрованное слово. Отгадывать будите его по первому звуку слов-отгадок.

2. Игра «Составь слово» Отгадывание загадок:

1) Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.

2) На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.

3) Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.

4) Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.

5) Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

6) Младший брат трех богатырей? – Алеша Попович.

Дети выкладывают слово из букв и читают слово: «Сказка».

Баба-яга.  

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказка учит доброте,

Другу как помочь в беде,

Говорит, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка к двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи»!

Баба-яга. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Что можно сказать о сказке, какая она бывает? (сказка волшебная, забавная, чудесная, поучительная, радостная, грустная, загадочная, мудрая, страшная, добрая и т.д). 

Баба-яга (достает мяч). Я буду  бросать мяч каждому по очереди, называя слово, а вы возвращаете мне мяч, называя первый звук из этого слова и давая характеристику первого звука (гласный он или согласный, твёрдый или мягкий).

3. Упражнение – игра «Мяч лови, и мяч бросай, первый звук  называй»

Алёнушка,   лиса,   волк,   избушка,   Буратино,   теремок.

Баба-яга Молодцы, каждый справился с заданием. А теперь следующее задание.

Баба-яга. Ребята посмотрите на экран, и назовите, какой герой сказки лишний (показ презентации).

 4. Игра-упражнение «Кто лишний?»

Волк, бабушка, Красная шапочка, кот в сапогах

Золушка, лиса, медведь, волк

Карлесон, Малыш, домоучительница, Конек-горбунок

Заюшкина Избушка (3 картинки), Теремок

Лягушка-царевна (3 картинки), Теремок

Лиса и волк (3 картинки), Лиса и кот

Баба-яга. Ой, что-то у меня косточки застоялись, помогите-ка бабушке размять их.

5. Динамическая пауза «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка (шагают на месте)

Стоит задом наперед (шагают спиной к гостям)

В этой избушке – старушка,

Бабушка-Яга живет! (грозят пальцем)

Нос крючком, (показывают)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бегут на месте)

Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх, с разведенными пальцами).

6. Баба-яга. Хорошо потрудились. А кто из вас знает стихи про меня? Слушать буду внимательно. Смотрите (грозит пальцем), если что не понравится – вмиг в лягушек превращу! (Усаживается на пенек).

Первый ребенок.

Изба на курьих ножках-

Здесь бабушка живет.

Народ ту бабу знает, Ягой ее зовут.

Имеет она транспорт: на ступе и с метлой,

Характер Бабки-ежки уж очень непростой!

В лесу смотрите в оба, конечно, не зевайте,

Но встречи с этой бабушкой вы лучше избегайте!

Баба-яга. Все правильно рассказал касатик!

Второй ребенок.

Нет никого у Бабы-яги!

Нет ничего у Бабы-яги,

Кроме одной костяной ноги

Только метла и палка.

Нет подружек и нет друзей,

Нет знакомых и близких людей.

Разве ее не жалко?

Бабе-яге невесело жить,

Всех ненавидеть, всех изводить

И никого никогда не любить,

Ну, хоть чуть-чуть, хоть немножко.

Жалко мне очень Бабу-ягу,

Бабу-ягу – костяную ногу,

Старую Бабушку-ежку!

Баба-яга. Спасибо ребятки за стихи. Ребята, когда я к вам сегодня летела, торопилась, зацепилась и у меня сломалась метла. Помогите мне, пожалуйста, ее отремонтировать, это и будет для меня подарок на память от вас. И в школу вас отпущу и навещать вас там буду.

9. Художественный труд.

Баба-яга.  Посмотрите, какой материал для изготовление метлы лежит на столе. Выберите по желанию для себя и приступайте к работе. (Пластилин, цветная бумага, карандаши, краски).

Дети приступают к работе.

Баба-яга. Просто замечательная метла у вас получилась, я очень рада такому прекрасному подарку.

10. Итог

Баба-яга. Я была рада встречи с вами. А вы? Выберите такой смайлик, какой соответствует вашему настроению и прикрепите его себе на одежду. (Смайлики на самоклеющей основе). Спасибо вам за встречу, до свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

Консультация для педагогов «Развитие речи через устное народное творчество»

Развитие речи через устное народное творчество. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русск...

Консультация для педагогов "Развитие речи через устное народное творчество"

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в...

Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»

Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»...

Развитие связной речи через устное народное творчество

Устное народное творчество - важное средство для формирование речи ребенка....