Проект
проект по развитию речи (младшая группа)

Томилова Лариса Шагитовна

Развитие речи детей посредством сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 12.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство развития речи детей 2 раннего возраста Подготовили воспитатели группы № 4. Проект « Развитие речи детей 2 - 3 лет посредством сказкотерапии»

Слайд 3

Постановка проблемы: Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Слайд 4

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС . Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.

Слайд 5

Актуальность проекта: Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Главная задача педагогов в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу , что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 6

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром ( Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова) Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка .

Слайд 7

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика! Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Слайд 8

Цель: Развитие речи и творческих способностей детей посредством сказкотерапии. Задачи: Развивать речь, обогащать активный словарь Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности. Снизить уровень тревожности и агрессивности

Слайд 9

Продолжительность проекта 3 месяца Тип проекта краткосрочный Участники проекта Дети и воспитатели, дефектолог группы № 4 Разработчик проекта Дефектолог № 4 Тип проекта Познавательно – творческий Направленность проекта Р азвитие речи детей Форма проведения Г рупповая Финансирование проекта Не требует финансовых затрат Паспорт проекта:

Слайд 10

Образовательные области, реализуемые в проекте. «Физическое развитие» - здоровье - физическая культура « Социально-коммуникативное развитие» - социализация - безопасность « Познавательное развитие» - познавательно - исследовательская деятельность « Речевое развитие» - развитие речи - художественная литература «Художественно – эстетическое развитие» - изобразительная деятельность

Слайд 11

Проект включает три этапа: Подготовительный этап: определение тематики и задач проекта; подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта. 3) составление плана для реализации проекта; Основной этап: Работа с детьми по плану реализации проекта. Заключительный этап: Анализ результатов реализации проекта.

Слайд 12

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать « сказочные » занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Слайд 13

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов: На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения; На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации; На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности .

Слайд 14

ЗДОРОВЬЕ Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать (определять) на вкус и т.д. Были проведены беседы с детьми: Чистый воздух Грязные лапы (мыть перед едой) Слух – зрение (лиса плохо слышит)

Слайд 15

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений: подготовить детей к пониманию содержания сказки. Задачи: развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней; побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций; выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

Слайд 16

) II этап. Знакомство со сказкой. Задачи: подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке; развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки; расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске; способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах; развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения; развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Слайд 17

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности) . В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей

Слайд 18

III этап. Путешествие по сказке. Задачи: побуждать детей к видоизменению содержания сказки; использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем; развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников) ; воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Слайд 19

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом нами используются различные приемы : вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаем детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

Слайд 20

IV этап. Творческая деятельность детей . Задачи: побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам; развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность) ; побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Слайд 21

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ» Пробуждать интерес к театрализованной игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; Учить связывать сюжетные действия с ролью.

Слайд 22

Знакомить с элементарными правилами поведения в доме ребенка: уходить только со взрослыми, не разговаривать и не брать предметы и угощения у незнакомых людей и т.д . Формировать представления о правильных способах взаимодействия с животными: Рассматривать картинки, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить только с разрешения взрослых. «БЕЗОПАСНОСТЬ » Беседы с детьми: Нельзя уходить из дома одному. Нельзя разговаривать с посторонними и незнакомыми людьми.

Слайд 23

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Сопровождать чтение показом игрушек, персонажей. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.

Слайд 24

. Словесная игра: «Доскажи словечко » Словесная игра: «Кого не стало?»

Слайд 25

«РАБОТА С СЮЖЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ,СХЕМАМИ» . ИГРА – ИМИТАЦИЯ: «ПОКАЖИ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ».

Слайд 26

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА » Физминутка «Мышки». Подвижная игра «У медведя во бору».

Слайд 27

«РАБОТА С ФЛАНЕЛЕГРАФОМ» «Колобок» «Курочка Ряба»

Слайд 28

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО». Рисование: «Дорожка для колобка» Лепка: «Колобок» Рисование ладошками: «Курочка» «ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ». «Путешествие колобка по сказкам»

Слайд 29

Речь детей улучшилась Дети научились использовать образные выражения при пересказе сказок Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок улучшилось звукопроизношение, появился интерес к занятиям доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...