Конспект НОД по ознакомлению с живописью "Мороз и фиалки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Молостова Юлия Витальевна

Примеры методических приемов ознакомления детей дошкольного возраста с картиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №181 ОАО «РЖД»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности

«МОРОЗ И ФИАЛКИ»

Ознакомление детей старшей группы с картиной художника

И. С. Хайрулинова

Автор

Воспитатель

1 квалификационной категории

Молостова Ю.В.

2016г.

Цель:Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста эстетического восприятия произведений искусства при рассматривании картины художника  И. С. Хайрулинова «Мороз и фиалки».

Задачи:

  1. Пробудить интерес к рассматриванию картины;
  2.  Способствовать развитиюу детей умения выделять выразительные средства, использованные художником (цвет, линия, пятно, фактура)

3. Поддерживать речевую инициативу детей, побуждать к эмоционально- оценочным высказываниям;

4. Привлечь к созданию собственных творческих работ, используя технику рисования восковыми мелками и гуашью;

     5.    Способствовать  развитию у детей бережного отношения к произведениям искусства.

Виды детской деятельности: познавательная,  коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, изобразительная.

Подготовительная работа: Рассматривание фотографий зимних узоров на окнах, беседа «Как получаются зимние узоры?», рассматривание картин  И. С.Хайрулинова.

Материалы: Картина  И.С.Хайрулинова «Мороз и фиалки», белая ткань, атласные ленты белого, голубого, синего, фиолетового цветов, восковые карандаши белого цвета, листы бумаги А4, гуашь, кисть, цветные изображения (снежинка, льдинка, сосулька), бумажная снежинка.

Музыкальное сопровождение: Композиция «Вальс снежных хлопьев»  из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Содержание НОД

  1. Беседа на основе личного опыта детей

Воспитатель, находясь у окна, любуется зимним пейзажем и делится своими впечатлениями с детьми.

- Я подошла к окну и заметила как сегодня красиво на улице! Особенно красивы деревья! А как вы думаете? Что видите в окне вы? Какое небо сегодня? Какие деревья? Как лежит снег?( Вместе с детьми обсуждает вид из окна).

-  Почему мы можем видеть все, что находится на улице? Действительно, прозрачное стекло позволяет нам из помещения любоваться природой через окно. Прикоснитесь к стеклу. Какое оно на ощупь? Почему?  Иногда зимой на стекле могут появляться  красивые узоры. Как вы думаете, как появляются эти узоры? А почему на нашем окне нет таких узоров? Где можно увидеть морозные узоры? Как раз такое окно я и видела. Хотите узнать где?  Тогда я вам с радостью его  покажу. (Дети с воспитателем проходят к картине).

2. Рассматривание картины И. С.Хайрулинова

(Картина  накрыта белой тканью)

-Однажды художник  Ильбек Сунагатович Хайрулинов проснулся утром, подошел к окну и увидел, что его окно стало очень необычным. Оно так ему понравилось, что  Ильбек Сунагатовичрешил  написать картину.

(Воспитатель показывает картину и дает детям время для ее рассматривания)

_Что изображено на картине?

-На что вы посмотрели сразу?

-Что необычного на стекле  изобразил художник?

-Каких цветов узоры на окне?

-Какими линиями изображены узоры? Изогнутыми  или прямыми?

- На что похожи эти узоры?

_Что находится за этим окном, как думаете?

-Что находится в комнате?

-Как называются эти цветы?

- Какими цветами художник изобразил фиалки?

- Смотришь на них и кажется, что они живые. Как художник это сделал? Действительно, с помощью объемных мазков красками.

  1. Танцевальный этюд с лентами под музыкальное сопровождение.

- Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

Звучит композиция «Вальс снежных хлопьев»  из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Дети с помощью атласных лент «рисуют» в движении различные узоры.

4.  

- Если бы мы с вами оказались в  комнате, которая изображена на картине, то какие запахи могли бы почувствовать?

- Какие звуки мы могли бы услышать?

- Каким было бы окно на ощупь?

5. Игра «Льдинка, снежинка, сосулька»

( Воспитатель в любом порядке показывает изображения предметов, дети выполняют соответствующие движения : «льдинка» - поднимают руки вверх и соединяют ладоши, «сосулька» - вытягивают руки вдоль туловища, ноги соединяют вместе и , покачиваясь из стороны в сторону, говорят слова «Дзинь-дзинь», «снежинка» - разводят руки в стороны, расставляют пальцы и поворачиваются вокруг . Движения сопровождаются музыкальной композицией)  После игры на полу остается  бумажная снежинка. Воспитатель обращает внимание на снежинку.

- Ой, посмотрите! К нам попала снежинка. Кажется, она что-то шепчет:

(Звучит запись голоса)

«Стихотворение»

-Куда пригласила нас снежинка? Что делают художники в мастерской? Хотите пойти в нашу мастерскую?

Дети проходят за столы.

6. Изобразительная деятельность

(На столах расположены  белые листы бумаги, восковые карандаши, кисти,гуашь, баночки с водой)

Дети с помощью восковых карандашей белого цвета  рисуют узоры под музыкальное сопровождение. Затем покрывают поверхность листа гуашью холодных оттенков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки. Дети рассказывают, какие узоры они нарисовали.  Дети и воспитатель делятся друг с другом впечатлениями от рассматривания картины и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.Цель: - Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.- Углубить знания о лекарственных свойст...

Конспект НОД в средней группе: «Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Конспект НОД в средней группе: «Комнатные растения. Фиалка в горшке»Цели:Образовательные:- Формировать представления детей о комнатных растениях.- Познакомить детей с растениями, которые растут в груп...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Фиалка -цветущее комнатное растение" с использованием ИКТ

Дети знакомятся с историей возникновения узумбарской фиалки, учатся узнавать комнатное растение, ухаживать за ним....

Конспект логопедического занятия "В гости к Фее Фиалке"

Конспект логопедического занятия "В гости к Фее Фиалке"  (дифференциация звуков (Ф) - (Фь) ), для детей подготовительной группы...

Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие» по теме: «Фиалка в горшке».

Тема: ФиалкаЗадачи:Образовательные: учить передавать в рисунке характерные особенности строения растений, соблюдать пропорции деталей, закрепить и расширить представления о комнатном растении – фиалке...