Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».
план-конспект занятия по развитию речи
развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание
Тема: Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».
Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
- Незнайка, почему ты такой грустный?
- Да вот книжка вся рассыпалась.
- Незнайка, как же это могло произойти?
- Не знаю...
- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
- Не знаю... А как это?
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замулевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)
- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так... стишки какие-то...
- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
Матрешка
У меня матрешка есть –
Новая игрушка,
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
(3. Медведева)
Дождик
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
(Е. Трутнева)
Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке.
- Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).
- Правильно, в стихах есть ритм, рифма.
- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на -ок. Начинает ведущий: «Я положу в кузовок клубок».
- А я - платок.
- А я - замок.
- А я - сапожок.
- А я - башмачок.
- А я - чулок.
- А я - утюжок.
- А я - колобок.
- А я - бачок и т.д.
Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «-ка», «-ул», «-ом», «-ши» и т. д.
- А теперь послушайте стихотворение Д.Чиарди:
Удивительные птицы
На улице прохожего
Увидел я вчера,
Он ящик нес, на ящике
Написано: «Игра».
Я два квартала шел за ним,
Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы удивительных
Есть в ящике моем.
И, если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг –
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
...И вправду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу - «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»,
Другая фразу: «Ну и пусть!»
Одна достала слово «слон»,
Другая - «звон» и «телефон».
- Теперь, - сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка»,
А я ответил: «Бочка»,
И «строчка», и «сорочка»,
И сразу «два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час
Похожими словами.
Теперь мы покидаем вас,
И вы играйте сами!
- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог».
Я захотел устроить бал –
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки - тут,
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки... (не нашли).
- Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.
Игра с мячом
Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:
Пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка - пушка; мышка - крышка; плошка - кошка и т.д.
Игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).
Ро-ро-ро - у Маши новое... (ведро).
Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).
Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).
Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).
Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).
Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).
Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).
Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).
Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).
Са-са-са - в лесу бегает... (лиса).
Су-су-су - было холодно в... (лесу).
От-от-от - в болоте спит... (бегемот).
- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?
- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот и стишок получился.
- Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:
Посмотрите, у зайчонка
Меду - целых два бочонка.
- Незнайка, разве так бывает? (Нет.)
- Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:
У пушистой белки
Три морковки на тарелке.
- Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь.
- Ладно, сейчас постараюсь:
У Маши в кружке
Квакают лягушки.
- Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)
Жил-был пальчик.
- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.
Маленький... мальчик.
Он кашу... кушал
И маму... слушал.
- Ребята, что еще мог делать мальчик?
Он ... печь топил,
Дрова... носил,
Пол... подметал,
Бабушку... встречал,
Папу на работу... провожал.
- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был ... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)
- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Хороший был пальчик,
Маленький мальчик.
(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)
- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Бар- то, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, Э. Успенский, И. Токмакова, В. Берестов, Б. Заходер и др.
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.
Воспитатель предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать ее вместе с детьм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"
В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...
Обучение творческому рассказыванию " Как Незнайка стихи сочинял"
Цель: 1. Развивать «чувство слова»;2. Познакомить с понятием «рифма»;3. Упражнять в подборе рифмы к заданному слову;4. Формировать умение устанавливать причинно-следственные св...
Семинар-практикум в рамках работы МО педагогов-стажистов ДОУ по теме «Методика организации творческого рассказывания. Практикум по организации занятия по творческому рассказыванию»
приказ, выписка из годового плана...
Семинар-практикум по теме «Методика организации творческого рассказывания. Практикум по организации занятия по творческому рассказыванию»
выписка из годового плана, план работы МО ДОУ...
Конспект занятия по творческому рассказыванию "Сочиняем сказку про несуществующее животное" в подготовительной группе
Телеграмма: «Срочно, срочно приходите! И нам всем вы помогите. Кто – то нас заколдовал, Память всю у нас забрал. Мы забыли, кто мы есть, Где наш дом, и что нам есть!»...
Творческое рассказывание «Сочиняем осеннюю сказку»
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности «Речевое развитие». Творческое рассказывание «Сочиняем осеннюю сказку». Старшая группа...