План-конспект занятия на тему "Помощники Буратино"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

  Савкина Кристина Константиновна

план-конспект по речевому развитию (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshchniki_buratino.doc868.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность «Помощники Буратино»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие

Цель: развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Упражнять детей в умении отгадывать загадки, в нахождении предмета по описанию
  2. Упражнять детей в подборе противоположных по значению слов (антонимов)
  3. Познакомить детей с явлением многозначности, упражнять в нахождении многозначных слов
  4. Закрепить представления детей о характерных признаках предметов
  5. Снять кинестетическое напряжение тела детей
  6. Закреплять умение рисовать узнаваемые образы, тщательно прорисовывая детали
  7. Развивать логическое мышление
  8. Развивать мелкую моторику рук
  9. Воспитывать умение слушать друг друга не перебивая, договариваться друг с другом

Материалы: Письмо Буратино, карточки с загадками, «дом» Буратино, игрушки (кукла, машинка, мячик, кошка, заяц), мяч, картинки с заданиями на нахождение многозначных слов, приглашение на выставку рисунков, д/и «Что перепутал художник?», листы бумаги, карандаши, конверт, почтовый ящик.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром я нашла у нас под дверью письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что в нем написано!

Текст письма:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино! Я забыл убрать свои игрушки и ушел в школу, а теперь боюсь, что меня отругает папа Карло. Помогите мне, пожалуйста! Я всегда забываю, где они стоят, и чтобы я мог разложить их по местам правильно, папа оставил мне подсказки, которые помогут и вам! Заранее спасибо, ваш Буратино!»

В.: Ребята, поможем Буратино?
Дети: Да!
В. подводит детей к «комнате» Буратино, на полу стоит коробка с игрушками, на свободных местах лежат карточки с загадками.

Воспитатель: смотрите, дети, на каждом свободном месте лежит загадка! Наверное, когда мы отгадаем загадку, мы узнаем, какая игрушка на этом месте должна быть! Первая загадка:

Круглый я как Шар земной,
Все гоняются за мной.
Лупят ногами, руками,
А я убегаю - прыжками.

Дети: Мяч!
В.: Правильно! Отгадавший ставит игрушку на положенное место. Вторая загадка:

Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Дети: Кукла!

В.: Правильно!!! Третья загадка:

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Дети: Кот!
В.: Верно! Четвертая загадка:

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком?

Дети: Заяц!

В.: Правильно! Пятая загадка:

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

Дети: Машина!
В.: Правильно!!! Вот и отгадали мы все загадки и помогли навести порядок в игрушках Буратино! Ребята, а помните, какой Буратино раньше был непослушный? Папа Карло купил ему азбуку и отправил в школу, а Буратино пошел в театр! Вот и мы с вами поиграем в игру: «Скажи наоборот». Я буду бросать мяч и говорить слово, а вы ловить и говорить наоборот. Слова:

Громкий – тихий
Широкий – узкий
Щедрый – жадный
Подниматься – спускаться
Горячий – холодный
Слабый – сильный
Добрый – злой
Быстро – медленно
День – ночь
Утро – Вечер

В.: Вот какая интересная игра! Ребята, мне недавно звонил папа Карло и жаловался на Буратино. Говорил, что тот все делает не так, как надо. У папы Карло в ручке кончилась паста. Но когда он попросил у Буратино ручку, тот просто с ним поздоровался за руку и пошел по своим делам. Первоклассник Вова попросил у него лист бумаги, а он дал ему лист комнатного растения. А на кухню вместо разделочной доски принес школьную доску. Как-то его попросили быть судьей на соревнованиях и ставить очки командам, так он собрал дома все папины очки и раздал их спортсменам. Почему же он так делал?   Да, он не знает, что в нашем языке есть слова, которые имеют много значений. Их еще называют многозначными. Давайте вспомним такие слова (ручка, доска, лист, очки). Внимательно послушайте стихотворение и назовите многозначные слова из него:

Капитан стоял отважно у штурвала,

Пены волн барашками играли,

Небо, хмурясь, молнии швыряло.

Наш корабль несло на косу,

Не держались очки на носу. 

(По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения)

Дети: Это слова барашки (животные и вид волн), хмурясь (мимика лица и явление погоды), коса (прическа, берег, орудие для скоса травы и т.д.), очки (для зрения и в игре)

В.: Вот как сколько многозначных слов мы нашли в стихотворении. А теперь давайте посмотрим, как хорошо вы их найдете на картинках. Задания с картинками спрятаны в конвертах на столах.

Дети садятся за столы и выполняют задания, высказываются, воспитатель просматривает ответы, подсказывает затруднившимся.

В.: ребята, а теперь давайте разомнемся! Повторяйте движения за мной!

Мы ногами - топ-топ,

Мы руками - хлоп-хлоп.

(Движения выполнять по содержанию текста)

Мы глазами - миг-миг.

(Руки на поясе. Моргаем глазами)

Мы плечами - чик-чик.

(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз - сюда, два - туда,

(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Рад-два, раз-два,

(Прыжки на 2х ногах)

Заниматься нам пора.

В.: А что это тут лежит? Ребята, да это же приглашение!

Текст приглашения:

«Ребята, я знал, что вы мне поможете, и очень вам благодарен! Поэтому хочу пригласить вас на выставку моих рисунков! Ваш Буратино!»

В.: Ну что, сходим на выставку? Вот и пришли! Ребята, смотрите на рисунки Буратино! Здесь же все перепутано! Назовите ошибки художника!

Проводится игра «Что перепутал художник?», хоровые и индивидуальные ответы детей.

В.: Ребята, я предлагаю исправить рисунки Буратино. А когда исправите, мы пошлем эти рисунки Буратино по почте, вот он обрадуется!

Дети рисуют рисунки, кладут в конверт и опускают в почтовый ящик.

Приложение 1

Картинки с заданиями на нахождение многозначных слов

Приложение 2

Д/и «Что перепутал художник?»

Источники:

  1. http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/478-zaryadka-my-nogami-top-top
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-po-teme-mnogoznachnye-slova.html
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/01/21/didakticheskaya-igra-chto-pereputal-khudozhnik


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...