Образовательная программа по дополнительному образованию "В мире русского фольклора"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Гуцова Наталья Анатольевна

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«В мире русского фольклора»

среднего  дошкольного возраста

на 2015 – 2016 учебный  год

Авторы - составители:

Воспитатель

Гуцова Наталья Анатольевна

Воспитатель

Рахимова Людмила Васильевна

Югорск  2015

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Цель, задачи.

3. Мониторинг детей.

4. Перспективно-тематический план.

5. Используемая литература.

Пояснительная записка.

        Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы. Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.  Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар.

      Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Психологи  и  методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих  (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за  сложных социальных условий, в силу занятости,  часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, русские народные игры, русские народные сказки и их герои) практически не используются.  К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится все актуальнее, так как  важнейшим  средством  человеческого общения является  язык. Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, а также от условий воспитания.

        Проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся  компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не знают устное народное творчество своего народа, не  умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас (знание ненужных мультяшных героев заграницы), бедный эмоциональный уровень – и, как следствие, низкие коммуникативные умения.

        А в соответствии с новыми требованиями ФГОС содержание дошкольного образования должно быть направлено на приобретение ребёнком основ личностной культуры, ее базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. В основе формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства должна стоять идея обогащения их духовного мира, овладения элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине .

Художественная  литература  открывает  и  объясняет  ребенку  жизнь  общества  и  природы,  раскрывает  мир  человеческих  чувств  и  взаимоотношений.  Она  развивает  мышление  и  воображение  ребенка,  обогащает  его  эмоции,  дает  прекрасные  образцы  русского  литературного  языка.  Огромно  ее  воспитательное,  познавательное,  эстетическое  значение,  так  как,  расширяя  знания  ребенка  об  окружающем  мире,  она  воздействует  на  его  личность,  развивает  умение  тонко  чувствовать  образность  и  ритм  родной  речи.

      Таким образом, создание  программы  по дополнительному образованию «В мире русского фольклора» является  актуальным  на современном этапе образования.

      Данная программа,  способствует оптимизации образовательного процесса  в дошкольном учреждении и направлена на расширение кругозора ребенка, приобщения его к истокам русского народа.

     Программа  ориентирована на детей среднего дошкольного возраста и составлена в соответствии:  

- с законом «Об образовании РФ»;

- с Конвенцией о правах ребенка;

- с образовательной программой МБОУ «СОШ № 6»;

-  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      Цель:  развитие речи ребенка  путем использования  текстов устного народного творчества.

      Задачи:

  1. Познакомить  детей  с фольклором.
  2. Расширить, обогатить и активизировать словарь;
  3. Развивать  связную  речь  ребенка  через составление текстов сказочного содержания.
  4. Формировать правильную разговорную  речь;
  5. Прививать любовь к родному слову, приобщать к народной мудрости.

           Программа «В мире русского фольклора»  состоит из двух разделов:                                        

     В  первом разделе  представлена «Методика определения уровня развития детей 4-5 лет» (мониторинг). Данная методика состоит из диагностических заданий.

     Во втором разделе представлен перспективный план  занятий, направленных на приобретение воспитанниками определенных знаний, умений, навыков, способствующих развитию речи ребенка через знакомство с устным народным творчеством.

 

Мониторинг:

В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении и пользе данного материала.

Карта мониторинга освоения образовательной программы

воспитанниками средней группы (4-5 лет)

МБОУ «СОШ № 6» дошкольные группы

Образовательная область: Речевое развитие

          Дата     _____________________

          Группа      __________________      №  _____

          Воспитатели:  __________________________________________________________________

                           __________________________________________________________________

Развитие речи

ФИО ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Р.

1

 

1.Называет части предмета.

2.Использует слова-обобщения.

3.Использует словарь признаков

4.Использует словарь глаголов

5.Образует существительные множественного числа.

6.Образует существительные множественного числа в родительном падеже

7.Образует существительные в уменьшительно-ласкательной  форме

8.Употребляет  предлоги

9.Согласовывает  существительные с  прилагательными

10.Определяет  звук  в слове

11.Самостоятельно отбирает  картинки  на определенный звук

12.Выбирает  из двух картинок одну, в названии которой есть заданный звук.

13.Отвечает на вопрос  и  задаёт, слушает собеседника.

14.Пересказывает текст.

15.Составляет описательный рассказ.


Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл  – низкий уровень

 Реализация программы рассчитана на один год. Рекомендуемый количественный состав группы 15-20 человек, но при необходимости  численный состав может быть увеличен или уменьшен.  Периодичность проведения занятий -1  раз в неделю, 4 раза в месяц, 29 занятий в учебный год.

Перспективно-тематический план  по кружковой работе.

Образовательная  область «Речевое развитие».

4-5  лет

Тема

Задачи

Оборудование

Источник

1

Малые фольклорные формы. Загадки, потешки.

Уточнить представления о загадках; познакомить с жанром потешки; учить отгадывать описательные загадки; интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», Водичка»; заучить наизусть потешку «Котик»

Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросёнок

Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 3 - 5» стр. 18

2

 

Малые фольклорные формы.

Продолжать знакомить с потешками, учить запоминать и выразительно рассказывать потешку, находить картинки, соответствующие отгадкам на загадки; воспитывать интерес к устному творчеству.

Куклы, расчёски, шапочка для мишки, картинки с изображениями животных (курица, собака, кошка и др.)

стр. 31

3

 

Потешки- заклички, поговорки, считалки

Познакомить со значением и содержанием потешки – заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку, поговорку; объяснить предназначение считалки.

Игрушечный зайка; иллюстрации на тему «Зимние забавы»

стр. 41

4

 

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Продолжать знакомить с жанрам загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении познакомить с жанром скороговорки, его назначением; чётко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню.

«Чудесный» мешочек; игрушки: белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

стр. 69

5

Рассказывание сказки «Колобок»

Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу.

Книжка с картинками, игрушки по сказке. Пальчиковый театр.

стр.18

6

Речевые игры

Развивать словесное творчество детей с помощью речевых игр.

Сюжетные картинки, настольный театр, набор картинок по сказкам.

Картотека №2

7

Составление сказки по сюжетным картинкам.

Учить объединять картинки в единое целое по порядку, обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картинке и устанавливать взаимосвязи между объектами, формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры.

Сюжетные картинки.

Картотека №1 стр.16

8

Рассказываем и показываем сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

 Расширять словарный запас детей, вводить в активный словарь антонимы: тонкий - толстый, высокий - низкий, тяжелый - легкий, смелый - трусливый; учить проводить простую инсценировку знакомой сказки; развивать слуховое и зрительное внимание детей; способность вслушиваться в речь другого человека; формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры.

Фигурки персонажей сказки: Пузырь, Соломинка и Лапоть; декорации: лес и река; листы с графическим заданием «Узнай по контуру»; незаконченные изображения героев сказки.

О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам», стр. 9-18

9

Речевые игры «Кто в сказке живет» «Угадай героя»

учить выделять основных героев сказки. Учить детей по перечисленным сказочным ситуациям определять героя сказки.

-

картотека

10

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» с помощью геометрических фигур.

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их; продолжать знакомство с геометрическими фигурами, развивать воображение.

Герои сказки «Кот, петух и лиса», геометрические фигуры: квадрат, треугольник, серый кружок, большой оранжевый треугольник.

Стр.42-43

11

Русские народные игры

Познакомить детей с русскими  народными играми «», «» разучить слова игр. Развивать двигательную активность

маски

картотека

12

Речевые игры

Развивать словесное творчество детей с помощью речевых игр.

Сюжетные картинки, настольный театр, набор картинок по сказкам.

Картотека №2

13

«Рождество»

Познакомить с традицией колядования в Рождество на Руси. Расширить кругозор. Воспитывать интерес к русским традициям.

презентация

-

14

«Ангелочек»

Учить детей лепить ангелочка из отдельных частей, в приемах скатывания, сплющивания, присоединения. Учить придавать образу выразительность. Вызвать у детей удовольствие от того, что получается похожее изображение.

скульптура ангелочка, пластилин, дощечки, стеки.

-

15

Моделируем  и рассказываем  сказку «Заюшкина избушка»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет; упражнять в словообразовании; продолжать учить правильно держать карандаш, развивать воображение моделируя некоторые эпизоды сказки; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки.

Игрушки: зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – окружности).

1)Стр. 36-37

16

Знакомство с русской избой

Познакомить детей с русской избой, с русским национальным бытом и предметами обихода.

Экскурсия в музыкальный зал в русскую избу.

-

17

Рисуем сказку «Смоляной бычок»

Учить правильно держать карандаш, рисовать и раскрашивать изображения, не выходя за контуры; закрепить в словаре  слова «выше – ниже», «длиннее – короче», формировать умение ориентироваться на плоскости листа; повторить названия геометрических фигур; закреплять навыки счета;  формировать умение строить фигуры из счетных палочек; развивать слуховое и зрительное внимание и память; воспитывать желание помогать другим.

Листы с индивидуальным графическим названием, наборы счетных палочек, мяч

2)Стр. 84-87

18

Речевые игры

Развивать словесное творчество детей с помощью речевых игр.

Сюжетные картинки, настольный театр, набор картинок по сказкам.

Картотека №2

19

Составление и рассказывание сказки по сюжетным картинкам.

Учить объединять картинки в единое целое по порядку, обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картинке и устанавливать взаимосвязи между объектами, формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры.

Сюжетные картинки.

Картотека №1 стр.16

20

«Масленица»

Познакомить с праздником «Широкая масленица», традициями и обычаями русского народа. Расширить, обогатить и активизировать словарь.

презентация

-

21

Путешествие в сказку «Как кузнечик помогал слабым»

Актуализация словаря по теме «Насекомые»; развитие связной речи и навыков пересказа; развитие мелкой моторики; воспитание бережного отношения к природе.

Иллюстрации к сказке, предметные картинки с  изображением насекомых, цветные карандаши, карточки с контурными изображениями бабочек.

5) стр.33-36

22

Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»

Актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши»; развитие творческого воображения и слухового внимания, подражательности; работа над грамматическим строем речи ( употребление существительных с суффиксами их, иц, онок, енок,  ат, ят; развитие диалогической речи.

Иллюстрации к сказке, картинки с изображением животных и их детенышей, мяч.

5) Стр.14-17

23

Речевые игры

Развивать словесное творчество детей с помощью речевых игр.

Сюжетные картинки, настольный театр, набор картинок по сказкам.

Картотека №2

24

Русские народные промыслы

Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства Вызывать интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства

Иллюстрации

-

25

Раскрасим матрёшку.

Учить детей раскрашивать матрёшку. Продолжать развивать интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.  

Игрушка матрёшка, заготовки матрёшек из белой бумаги, краски, кисточки.  

-

26

«Великая

Пасха»

Познакомить с праздником «Великая пасха» и традициями русского народа Расширить, обогатить и активизировать словарь.

презентация

-

27

Раскрашивание яиц

к празднику

Продолжать вызывать интерес к работе гуашью. Учить видеть красоту праздника. Вызывать чувство радости.  

Заготовки яиц, гуашь, кисточки,

-

28

Речевые игры

Развивать словесное творчество детей с помощью речевых игр.

Сюжетные картинки, настольный театр, набор картинок по сказкам.

Картотека №2

29

Русские народные игры

Познакомить детей с русскими  народными играми «», «» разучить слова игр. Развивать двигательную активность

маски

картотека

Используемая литература:

 

1)О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 3 - 5» , методическое пособие для педагогов ДОУ

2) О.А.Новикова «Конспекты комплексных занятий с детьми по сказкам»

3) Картотека №1 «Формирование связной речи дошкольников»

4) Картотека №2 «Игры и упражнения по развитию речи»

5)Н.В.Нищева «Развивающие сказки»

6) О.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире русского фольклора.

Презентация о фольклоре....

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год...

Дополнительная образовательная программа «Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры".

Дополнительная образовательная программа«Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры(для детей старшего дошкольного возраста) Пояснительная записка Рабочая програм...

Программа для детского сада "Музыкальный русский фольклор"

Программа разработана для детей дошкольного возраста. Материал подобран с учетом возрастных особенностей....

Кружковая работа "В мире русского фольклора"

Фольклор - это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.Детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, в...

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)

В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Русский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года

Программа по художественно-эстетическому воспитанию« Русский фольклор – малышам»возраст детей 2-4 годаСрок реализации 2 года...