Дополнительная образовательная программа «Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры".
методическая разработка на тему
Дополнительная образовательная программа
«Посиделки».
Приобщению к истокам русской народной культуры
(для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Посиделки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу «Посиделки» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная рабочая программа «Посиделки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно- прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна Программы состоит в том, что она показывает ценность декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально- педагогического феномена. Функции Программы в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому целью программы является познакомить детей с историей народного творчества, подарить им радость творчества.
На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течение двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже
познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно- прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на
принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью данной программы является:
ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
· Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
· Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
· Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
· Приобщение к эстетической культуре;
· Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
· Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
· Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
· Обогащать словарный запас детей.
Направления:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
· Беседы;
· Занятия на основе метода интеграции;
· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
· Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
· Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
· Экскурсии;
· Дидактические игры;
· Экспериментирование с различными художественными материалами;
· Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
· Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)..
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
· Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 37 занятий. Продолжительность 20-30 минут.
Срок реализации: до 2-х лет.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
· Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
· Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
· Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
· Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
· Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
· Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
· Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
· Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
· Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
· Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
· Беседы;
· Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_posidelki.priobshchenie_doshkolnikov_k_istokam_natsionalnoy_kultury.docx | 76.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Капелька»
«ПОСИДЕЛКИ».
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Руководитель: Карянова Валентина Петровна
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5 - 7 лет.
п. Заречье
Дополнительная образовательная программа
«Посиделки».
Приобщению к истокам русской народной культуры
(для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Посиделки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу «Посиделки» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная рабочая программа «Посиделки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно- прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна Программы состоит в том, что она показывает ценность декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально- педагогического феномена. Функции Программы в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому целью программы является познакомить детей с историей народного творчества, подарить им радость творчества.
На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течение двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже
познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно- прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на
принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью данной программы является:
ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)..
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
- Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 37 занятий. Продолжительность 20-30 минут.
Срок реализации: до 2-х лет.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
- Беседы;
- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Тематическое планирование на 2016-2017 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | Открытие кружка «Посиделки». | Познакомить детей с Бабушкой Добронравушкой, с работой в кружке «Посиделки». Вступительная беседа о том как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций. |
2 | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Веселушка- осень» |
3 | «Хлеб — всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди, туча грозовая» |
4 | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Веселушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся капустка». |
5 | Русская матрешка | Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка». |
6 | Русская матрешка | Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта. Выставка готовых детских работ. |
7 | Гончарные мастеровые | Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе. |
8 | Каргопольская игрушка | Каргопольские легенды. Стихи о Каргопольской игрушке. Просмотр видео материалов о каргопольской игрушке. |
9 | Гжель | Художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по мотивам гжельской росписи |
10 | Дымковская игрушка | Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова Рисование по мотивам дымковской росписи. |
11 | «Осенины встречаем - именины отмечаем» | Фольклорный праздник для детей старших групп |
12 | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар. |
13 | «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца. |
14 | «Пришла коляда — отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё». |
15 | «Святки- колядки» | Фольклорный праздник для детей старших групп |
16 | Вологодские кружева | Рассказ об истории создания вологодских кружев. Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ |
17 | «Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание русской народной песни «Ворон» |
18 | Городецкая роспись | Продолжение рассказа, о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Рисование по мотивам городецкой росписи. |
19 | Хохлома | Рассказ о создании промысла. Художественное слово о хохломе. Музыкально- фольклорная игра «Пряничная доска». |
20 | Хохлома | Рисование хохломского узора в полосе |
21 | Хохлома | Рисование хохломского узора в круге. |
22 | Сказка для Кузи. Письмо Нафане | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма Нафане — домовенка Кузи. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько» |
23 | «Ой ты, Масленица!» | Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен «И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрововго хоровода «У нас по кругу». |
24 | Масленица | Фольклорный праздник для детей старших групп. |
25 | «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной « Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаметального хоровода «ой, вы , ветры». |
26 | «Гуляй, да присматривайся» «Весна, весна, поди сюда!» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод иг. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» |
27 | «Шутку шутить — людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях |
28 | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц |
29 | «Волшебный лоскуток» | Знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения. Рассказ о «волшебном одеяле». |
30 | «Волшебный лоскуток» | Практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ. |
31 | «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек Разучивание укр. нар. песни «Веснянка» в обр. Г.Литвака |
32 | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота». |
33 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате» |
34 | «Подарки белоствольной красавицы» | Художественное слово о русской березе ( рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла». |
35 | «Шутку шутить — людей насмешить». «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях. Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц |
36 | Прощание с «избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек |
Тематическое планирование на 2017-2018 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Открытие кружка «Посиделки». | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Посиделки». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости». |
2 | «Что летом родится, зимой пригодится». | Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна. |
3 . | «Веселушка- Осень – сноп последний косим». | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Веселушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…» |
4 | «Хлеб - всему голова!» | Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание игры с пением «Сеяли девушки» в обр. И. Кишко. |
5 | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и глупости. Знакомство о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». Разучивание русской народной песни «Во горенке, во новой». |
6 | «Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит». | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально – фольклорная игра «Осень – осень». Слушание русской народной песни «Жито пожали». |
7 | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузминки. Разучивание орнаментального хоровода «Сею, вею росу». |
8 | «Осенины встречаем именины отмечаем» | Фольклорный праздник посвященный сбору урожая. |
9. | Интегрированное занятие по декоративному рисованию совместно с педагогом по ИЗО на тему: «Весёлая ярмарка» | Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту. |
10. | «Зима - не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Музыкально – фольклорная игра «Дударь». |
11 | Вологодские кружева Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное слово о вологодских кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм. |
12 | Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры» | Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию. |
13 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» русс. нар. песня в обр. В.Иванникова. |
14 | Интегрированное занятие по декоративному рисованию На тему: «Гжель прекрасная» | Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. |
15 | «Пришла Коляда на кануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка – сударушка», |
16 | Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением элементарных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. |
17 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли». |
18 | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Слушание и разучивание русской народной песни «Со вьюном хожу». |
19 | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества. Разучивание песни «Из-за леса, из-за гор». |
20 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько». Музыкально - фольклорная игра «Коршун». |
21 | «Масленицу встречаем» | Фольклорный праздник, посвященный проводу зимы, встрече весны. |
22 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной пасни «Ой, да ты родимая мамонька». Игровой хоровод «Ходит царь». |
23 | Русская матрешка | Рассказ о матрешке об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию. |
24 | Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!» | Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. |
25 | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). Показ видеоматериалов по русскому народному костюму. |
26 | Интегрированное занятие на тему: «Украсим Прасковеи сарафан!» | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. |
27 | «Грач на горе — весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально - фольклорная я игра «Гори, гори ясно». |
28 | «Шутку шутить — людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». |
29 | Путешествие по народным промыслам | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. |
30 | «Красная горка» | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». Разучивание русской народной песни «Лето рясно в рубашке красной». |
31 | «Пасха в гости идет!». | Фольклорный праздник для детей старшего возраста |
32 | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно- прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи) Слушание «Палех» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». |
33 | Декоративное рисование «Жостовские цветы». | Знакомство с жостовской росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. |
34 | Конструирование из природного материала на тему: «Украшения из бересты». | Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы. |
35 | Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). | Слушание «Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». На основе знаний о хохломском промысле з ак р еп л я ть ум ен и е со з д ав ат ь самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. |
36 | «Человек без Родины, что соловей без песни». | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр видеоматериалов. Заключительная коллективная работа по теме «Моя малая родина». |
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :
- Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
- Знает название и назначение предметов русского народного быта.
- Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
- Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
- Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
- Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Диагностика усвоения детьми содержания программы «Посиделки» по приобщению к истокам русской народной культуры.
Старшая гуппа _
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Критерии оценки | |||||
Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные. | Знает название и назначение предметов русского народного быта. | Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы. | Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы. | Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие | Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительност и (элементы узора, колорит, сочетание цветов) | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 |
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 |
Усвоил
Частично усвоил Не усвоил
Диагностика усвоения детьми содержания программы «Посиделки» по приобщению к истокам русской народной культуры.
Подготовительная к школе группа
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Критерии оценки | |||||
Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные. | Знает название и назначение предметов русского народного быта. | Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы. | Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы. | Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие | Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительност и (элементы узора, колорит, сочетание цветов) | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Список литературы:
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
- Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
- Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
- Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
- Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
- Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
- Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
- Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
- Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
- Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
- Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
- Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
- Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
- Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
- Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
- Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
- Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
- Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
- Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
- Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно- методическое пособие \ Под ред. С.И. Мерзляковой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно- прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Совместная образовательная деятельность по приобщению к истокам русской народной культуры» средняя группа
приобщение к истокам русской народной культуры...
ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год
ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год...
«Совместная образовательная деятельность по приобщению к истокам русской народной культуры»
Тема: «Знакомство с деревянными ложками»Цель:обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; прививать устойчивый познавательный интерес дете...
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе Тема: «Весёлая карусель»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группеТема: «Весёлая карусель»Цель: продолжат...
Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»
КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...
Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы
Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы...
Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы
Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы...