Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений"
методическая разработка
Мастер-класс "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений"подготовлен для педагогов с целью знакомства с технологией "Мнемотехника" при заучивании стихотворений с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс "использование мнемотехники при заучивании стихотворений" | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
тема: «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений»
Подготовила
Гилева Рафига Шамильевна
воспитатель I категории
Цель:
Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.
Задачи:
дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений;
Практическая значимость:
данное мероприятие может быть интересно педагогам работающими с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат:
получение педагогами представления о методике заучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц;
использование технологии мнемотехника в образовательном проце ссе.
Оборудование:
мультимедийная презентация;
мнемотаблицы
тексты стихотворений, потешек, загадок.
карандаши, фломастеры, листы бумаги
Ход мероприятия:
слайд №1, 2
Добрый день, уважаемые, коллеги!
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений»
слайд №3
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать
возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые
я использую в своей работе с детьми по заучиванию стихотворений. Свое выступление мне бы хотелось начать с восточной мудрости
" Послушай - и ты узнаешь,
Посмотри - и ты поймешь,
Сделай - и ты научишься"
" Послушай - и ты узнаешь...
Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом.
слайд № 4
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у детей в развитии речи существуют проблемы. А ведь они – результат плохо развитой памяти.
Работая в логопедической группе, я всегда замечала, что дети без радости включаются в учебную деятельность там, где необходимо точное повторение стихотворного текста.
Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений, правил, текстов и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы?
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру.
Поэтому способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Слайд № 5
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.
слайд № 6
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие связной речи, основных психических процессов, перекодирование информации, мелкой моторики.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
...Посмотри - и ты поймешь...
Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
слайд № 7
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
Этот этап работы называют – работа с мнемоквадратами.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
слайд № 8
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
слайд № 9
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
слайд № 10
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
- знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета;
- знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
- замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку
слайд № 11
Формирование умения заучивать стихи
необходимо осуществлять в следующей последовательности:
1.Сначала мною выразительно читается стихотворение, стихи необходимо подбирать с учетом возраста детей. Для детей средней группы я подбираю короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.
Учитывая особенности детей провожу беседу по содержанию, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников.
2. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю с опорой на нее. Каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строки стихотворения.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
3.Следующий этап - проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой на мнемотаблицу всего стихотворения. В процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, т.к. при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.
4 В заключении заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.
Разучивание стало для детей делом веселым, эмоциональным и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
По окончании занятия опорные картинки размещаются в книжном уголке! Это важно! У детей появляется возможность не забыть стихотворение! Рассказать его другу!
слайд № 12
....Сделай и ты научишься"
А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с
мнемотаблицами.
Задание 1
Быстрота запоминания зависит от того, какая у человека память. Если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас уважаемые коллеги , я предлагаю проверить вашу память. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.
Радуга, песня, подарок, гроза, ветер, снегопад, радость, птица,
— Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала.
— Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.
— Повторите по порядку слова, которые я проговорила.
— Все смогли запомнить?
— У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (ответы)
— Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, "зашифруем" его.
На столе 8 квадратов в ряд, в каждом квадрате рисуем символ одного слова. Можно рисовать одним цветом, нарисовать не весь предмет, а его часть…
— Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.
— Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)
— Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)
— Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания.
слайд № 13
Задание 2
Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы, скороговорки, загадки. Их необходимо расшифровать.
1. Во дворе - трава, на траве - дрова (скороговорка)
2. Лучше синица в руке, чем журавль в небе (пословица)
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку (чистоговорка)
4. Под соснами , под елками лежит мешок с иголками (загадка)
5. Как у нашего кота, шубка очень хороша,
Как у котика усы, удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые (потешка)
слайд № 14
Задание 3
А сейчас попробуем составить мнемотаблицу для заучивания стихотворения
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И.П. Токмакова)
Перед вами текст стихотворения, листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично самостоятельно.
А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
слайд №15
Свое выступление мне хочется закончить словами К. Д. Ушинского
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что использование приёмов мнемотехники в работе по разучиванию стихотворений, по моему мнению, является наиболее актуальным. И что даже такой давно известный метод как мнемотехника можно использовать по- новому и находить ему самое необычное применение.
слайд №16
Рефлексия "Яблоня"
Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса, поэтому я прошу выразить своё мнение.
"Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно приносит плоды" Ганди Махатма К.
Перед вами на доске яблоня, поместите плоды на дереве соответственно вашему мнению:
Зелёное яблоко – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтое яблоко – понравилось, но не всё интересно,
Красное яблоко– дело не понравилось, скучно.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
Список литературы
1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
3. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
7 Ю.Е.Розова, Т.В. Коробченко. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Москва 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихов"
Мастер-класс для родителей детей средней группы...
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс....
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений...
Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".
Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»старшая группа «Кукушечка» Воспитатель:Древаль Татьяна Иг...
Мастер - класс для педагогов: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов:«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»...
Мастер класс для родителей "Создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми"
Мастер класс для родителей дошкольников по составлению мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Главной целью мастер класса является ознакомление и применение мнемотаблиц в домашних условиях....