Мастер класс для родителей "Создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми"
материал (старшая группа)

Мастер класс для родителей дошкольников по составлению мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Главной целью мастер класса является ознакомление и применение мнемотаблиц  в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Создаем мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми»

Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.

Задачи:

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при заучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память -  это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для заучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами :

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются  две смешанные разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок  текста, а ребенок находит картинку.

8. Составить связный рассказ по мнемотаблице.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме заучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте (приклеивая картинки). Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

Сегодня у нас есть возможность поработать не с компьютером, а с интерактивной доской. Преимуществом доски является то, что на ней можно работать как при помощи мышки, так и при помощи руки. Можно рисовать маркерами, что очень нравится детям, они могут участвовать в создании собственной картинки.

З. Н. Александрова

Капель

На солнышке согрелась ель.

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель.

В лесу  у нас весна.

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

В. Жуковский

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

я здесь пою приход весны!»

     Мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению «Апрель» (Самуил Маршак)

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «звенит» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует колокольчик, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «звенит».

Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми выполнены педагогами и детьми группы...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...

Буклет - памятка: "Использование мнемотаблиц в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Памятка использования мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста....

Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотаблицы помогут вам сэкономить время и силы и быстро выучить с ребёнком любой стих. Вам нужно только визуализировать его при помощи мнемотаблицы, как в примерах ниже.Использованы материалы из отк...

КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографично...