Синквейн в речевом развитии дошкольников
статья по развитию речи

Бурыкина Наталья Николаевна

       Решение проблем речи у детей в дошкольном возрасте является актуальной темой. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

         Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

          Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является дидактический  синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

           

Синквейн

в речевом развитии

дошкольников

           

                                                       

               

       Решение проблем речи у детей в дошкольном возрасте является актуальной темой. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

         Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

          Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является дидактический  синквейн. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

          Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. 

          В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.

         История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

         Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. 

         В дидактическом  синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

         Синквейн состоит из 5 строк,  по форме напоминающих ёлочку.

         В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

         Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

         В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

         В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

         Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

         Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

         Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

         Пример синквейна:            

         1. Кукла.

    2. Красивая, любимая.

    3. Стоит, сидит, улыбается.

    4. Моя кукла самая красивая.

    5. Игрушка.

         Условные обозначения:

                    – слово – живой предмет (кто?)

         

                     – слово – неживой предмет (что?)

                     

                     – слово-определение (какой? какая? какое? какие?)

                     

                     – слово-действие (что делает? что делают?)

                                                              – предложение

                  –    – слово-ассоциация

         Модель составления синквейна:

                   

                   

     

 

                                                                                                   

                                                 

         Актуально и целесообразно использовать дидактический синквейн в логопедической практике, потому что он органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает еѐ логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

         Дидактический синквейн можно использовать как диагностический инструмент, дающий учителю-логопеду возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

         Дидактический синквейн способствует развитию неречевых высших психических функций – мышления, внимания, памяти, т. е. носит характер комплексного воздействия.

         Применение данного  метода помогает  создать  условия для творческого развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.  Обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

         Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными           областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

         Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы.    

         Для того чтобы правильно составить синквейн, необходимо:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой, неживой), слово-действие, слово-признак;

- уметь подбирать синонимы;

- научиться правильно понимать и задавать вопросы;

- оформлять свою мысль в виде предложения, правильно согласовывая в нем слова.

         Следовательно, перед составлением синквейна должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы. Эта работа не противоречит «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной в той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР, и служит средством оптимизации учебного процесса.

         Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

         I этап  – подготовительный  (сентябрь-декабрь первого года обучения)

         Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Дети знакомятся с понятиями:

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова- действия»

«предложение»

Знакомя детей  с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.

         Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы.

         На начальном этапе детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь, дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи. Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур.

         Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

         На этом этапе работы можно использовать следующие словесные игры и  упражнения:

«Подбери признаки» – например, к слову «груша». Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.

«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)

«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

 «Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

         Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

         II этап – основной (январь  – май первого года обучения).

         Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

         Дидактический синквейн можно использовать в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

         Дети сочиняют синквейны:                                                              

     1. Новый год.

     2. Радостный, чудесный.

     3. Приближается, веселит, удивляет.

     4. Я люблю получать подарки.

     5. Волшебство.

             

  1. Снеговик.
  2. Большой, смешной.
  3. Стоит, тает, падает.
  4. Мне нравится лепить снеговика.
  5. Зима.

                                                  

     1. Наша группа.

     2. Весёлая,    дружная.

     3. Занимаемся, рисуем, гуляем.

     4. Наши дети самые хорошие.

     5. Детский сад.

         III этап  – практический (до конца второго года обучения).

         Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна.

         Тема синквейна может быть любой. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы, для развития связной речи, для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.  

         Например, синквейн о звуках речи:

         1. Звуки речи.

         2. Гласные, согласные.

         3. Слышим, произносим, выделяем.

         4. Звуки складываются в слоги.

         5. Речь.

         Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

- к одному слову-предмету по лексической теме;

- к разным словам-предметам, связанным между собой лексической темой;

- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

         Например:

   1. Белка.

  1. Пушистая, рыжая.

         3. Прыгает, скачет, заготавливает.

         4. Белка живет в дупле.

         5. Дикое животное.

         В лесу живет пушистый, рыжий зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).          

         Например:        

         ?

         Маленький, шустрый.

    Бегает, колется, фыркает.

         Зимой спит в своём гнёздышке.

         Дикое животное.  

         Кто это?... (Ёжик)

         Синквейн может выражать настроение автора, нести определенную эмоциональную окраску.

         Например, можно сравнить:

         Осень

         Солнечная, тёплая.

         Дарит, светится, радует.

         В парке осыпаются листья.

         Золото!

         

         Осень
        Ветреная, холодная.

         Дождит, шуршит, хмурится.

         Люди смотрят в окна.

         Грусть!

         Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются  синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Но! Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, как для учителя-логопеда, так и для его воспитанников. Ведь детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием.

         При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

         Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

         Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, достаточного словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру.

         И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

         Дети,  владеющие послоговым чтением и чтением словами, умеющие печатать, могут создавать свой синквейн на листе бумаги.

          Дети старшей группы, которые еще не умеют читать, составляют синквейн устно, при помощи наводящих вопросов (О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал?).  Дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Можно предложить ребёнку нарисовать предмет.

         Методика синквейн, безусловно, в целом, способствует успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР, при условии  планомерной, ежедневной работы в данном направлении.

         Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной логопедической работе, на занятиях воспитателя, а также, при выполнении домашних заданий с помощью родителей.

         Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

         Формы работы с родителями:

- тематическая консультация;

- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;

- семинар-практикум.

         Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.

         Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

         Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

         

                               

                                 Список рекомендованной литературы:

         1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учебно-методическое пособие/В.М. Акименко.- Ростов на Дону, 2008.

         1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии/ В.М. Акименко.- Ростов на Дону.: Феникс, 2011.

         2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», No5 (2005).

         3. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

         4. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Журнал «Первое сентября»,

 №4 (2006).

         5. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Синквейн" в речевом развитии дошкольников

Слово "синквейн" происходит от французского слова пять и означает стихотворение, состоящее из пяти строк.Синквейн это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определённ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Методическая разработка: «Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников»

Методическая разработка: «Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...