НОД по развитию речи Тема: «Путешествие в разные климатические зоны»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

С помощью глобуса дети отправились в путешествие, разбившись на группы( с помощью конвертов), каждая в свою климатическую зону: пустыня, тайга, Арктика. Посмотрели фильмы, выбрали картинки с растениями, нашли кто где живёт, дети ( каждая группа) с помощью мнемотаблицы поделились информацией , были заданы вопросы, воспитатель познакомил с интересными фактами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 24.81 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД . Тема: «Путешествие в разные климатические зоны»

Цель: расширение представлений детей о климатических зонах.

Задачи:

Создать условия для  детей самостоятельного  высказывания, аргументирования детских  ответов. Формировать у детей представление о климатических зонах: тайги,  пустыни и арктической зоны (особенности климата, растительного и животного мира).  Развивать устойчивый познавательный интерес, стимулировать познавательную активность каждого ребенка средствами самостоятельной деятельности.  Воспитывать выдержку и взаимоуважение ( не перебивать друг друга, до конца слушать задания взрослого).

Тип занятия: фронтально-групповое

Продолжительность: 30 минут

Образовательная технология: информационно-коммуникативная

Средства : ноутбук

Демонстрационный материал: глобус.

Предварительная работа:

Словарная работа: млекопитающие, северное сияние,  климатическая зона, барханы, дюны, перекати поле.

Содержание

1 часть мотивационно-организующая (5 мин)

Воспитатель здоровается с детьми, организует их в круг. Дает установку, что сейчас дети отправятся в увлекательное путешествие, где другом и помощником будет что-то очень интересное, а что это, им нужно отгадать. Загадка о глобусе:

На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать, где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это — (глобус).

Мотивация: воспитатель говорит детям о том, что путешествие должно им очень понравиться, они сами как будто побывают в разных уголках планеты.

Демонстрируется глобус, воспитатель напоминает детям, что это такое ( выпадают три конверта). Что это?

Раскрыв конверты, детям предоставляется возможность разбиться на три группы. Воспитатель предлагает отгадать, в каких климатических зонах сегодня побывают. Дети отвечают, воспитатель ставит задачу: «А что нам поможет побывать в этих странах?». Дети предполагают, что картинки, игры, мнемотаблицы. Воспитатель приглашает детей в путешествие и мотивирует их на продолжение: дети отгадывают за какой стол им нужно пройти и присесть для выполнения заданий.

2 часть Основная (17 минут) Инструктирование детей: мнемотаблица, обращает внимание на то, что может помочь детям в добывании знаний. Выполнив первое задания, дети  приступают к выполнению следующего задания.

Воспитатель предлагает детям, используя мнемотаблицу, рассказать о природной зоне. А поможет  для ответа видеофильм о климате каждой зоны, картинки с растениями (нужно определить какие там растут), животные (альбом). Каждая группа может собрать что-то интересное о своей природной зоне, спросив у присутствующих.

Дети самостоятельно добывают знания, делятся информацией с другими, после того, как рассказывают о своей природной зоне,  задаются вопросы.

Воспитатель предлагает детям 1 группы  обратить внимание: «Чего очень много на Северном полюсе?» Дети: Очень много снега, льда. Воспитатель объясняет причину этого и предлагает детям поэкспериментировать.(если будет время)

Воспитатель обозначает проблему: из всех представленных животных нужно выбрать тех, кто живет на Северном полюсе

Воспитатель предлагает детям 2 группы  и описать пустыню.

По ходу выполнения задания задаются вопросы:

1. Как же эти животные смогли приспособиться к жизни в пустыне?

(Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее)

2. Ну а растения, они же не вырастут без воды? (У кактуса и верблюжьей колючки очень длинные корни, до 20 метров, и они глубоко под землей достают воду)

3. Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светло-коричневого цвета? (У них цвет песка, т.е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту)

Воспитатель: Ребята, очень ценным растением в пустыне является — колосняк. Корни его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы.

Исследовательская деятельность в экспериментальном уголке (2 мин):

Воспитатель предлагает потрогать песок, назвать его свойства. Обращает внимание на то, что в пустыне очень мало воды, акцентирует внимание на ее значение в жизни живой природы

Физминутка «В пустыне» (задания на движение) (2 мин) В тот момент, когда дети устанут.

По пустыне мы гуляли (шагают)

За природой наблюдали. (смотрят по сторонам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимают голову вверх)

И нас всех лучи согрели. (обнимают себя руками)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети, (приседают)

А потом все дружно встали, (встают)

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ножками топаем (хлопают, топают)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Дети 3 группы выполняют задания климатической зоны Тайга

  1. смотрят видео ( климат тайги)
  2. Выбирают животных, обитающих в этой полосе
  3. Находят растения  этой климатической зоны

После того, как группы будут готовы рассказать каждая о своей климатической зоне, все рассаживаются в круг и слушают выступления ребят по мнемотаблицам

По ходу выполнения задания, воспитатель и дети  задают дополнительные вопросы:

1. Что можно сказать о морже, тюлене? (Эти животные очень толстые, жирные, жир помогает им спасаться от холода)

2. Какой самый большой зверь живет на Северном полюсе? (белый медведь)

3. Как вы думаете, почему у него мех белый? (Он сливается со снегом, чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает)

4. Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя?

(Они питаются молоком)

5. Как называются такие детеныши? (млекопитающие)

Итог занятия:
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей Земли.

Беседа: В каких природных зонах побывали? Что вы интересного узнали сегодня?( ответы детей)

                                                 Интересные факты

В Арктике есть полярная день и полярная ночь. Длятся они по пол года. Температура там -40.

А ещё очень интересный фактор в Арктике- северное сияние (поинтересуйтесь дома у своих родителей что это и нам завтра расскажете на Утреннем круге)

Вы знаете сказочное животное Единорог? Всё-таки единорог существуёт на самом деле и живёт он в Арктике, зовут его Нарвал. Мужские нарвалы имеют бивень и достигают длину тела 3м.

Пустыня Сахара самая большая, температура  достигает +58, днём жарко, а ночью очень холодно, иногда выпадает иней. Дюны  ( горы из песка)достигают высоту 300 м. Жить там нельзя, есть возможность только возле оазисов ( растительный островок с  водоёмом). Почему верблюда называют кораблём пустыни?

В Сибирской тайге растёт уникальный кедровая сосна. Её орехи называют сосновыми, живёт до 400 лет. Температура в тайге достигает до -50. В ней обитает более 32000 разновидностей насекомых и более 800 видов цветов. В Российской тайге  расположено 38 заповедника. Почему тайгу называют лёгкими планеты? ( спросить у родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи Тема: «Путешествие в весенний лес» (развитие речи)

Конспект НОД  «Путешествие в весенний лес» (развитие речи)средняя группа...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказку» возрастная группа: младшая группа

Ознакомление детей со звуком "О" и обучение чёткой правильной артикуляции, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе....

«Путешествия в разные климатические зоны (Дикие животные)»

Знакомство с различными климатическими зонами и его обитателями.Воспитывать интерес к изучению живой и неживой природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира....

НОД коммуникация развитие речи Тема «Путешествие в страну Развитие речи»

Тема: Путешествие в страну Развитие речи.Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.Цель: создание условия обогащение и активизировать словарный запас посредством участия в слове...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх...