Лексические игры и упражнения
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе
«Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
1.. Организационный момент:
Дидактическая игра «Назови три слова» (активизация предметного словаря, закрепление умения употреблять обобщающие понятия).
Восп: Ребята, а вы любите играть? Но если любите, тогда сегодня я хочу поиграть с вами: «Назови три слова»
– Овощи. (Лук, свекла, морковь).
– Фрукты. (Яблоко, груша, лимон).
– Дикие животные. (Медведь, волк, лось).
– Домашние животные. (Лошадь, корова, кролик).
– Деревья. (Береза, дуб, сосна).
– Одежда (Платье, брюки, куртка).
– Зимние явления природы (Снегопад, метель, вьюга).
2.. Постановка цели занятия.
Звучит магнитофонная запись «Песенка снеговика».
– Ребята, слышите песенку? Она звучит все громче и громче. Кто-то идет к нам гости. (Появляется снеговик на лыжах).
– Кто это? (Это снеговик).
– Он хочет поговорить с вами о своем любимом времени года. Какое время года любит снеговик? (Снеговик любит зиму).
– О чем мы будем говорить на занятии? (Мы будем говорить о зиме).
3.. Беседа по теме.
(повторение признаков зимы, названий зимних месяцев)
– Почему снеговик любит зиму? (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом. Если снег липкий, можно лепить снеговика. Зимой холодно, и снеговик не тает.)
– Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад).
– Что чаще бывает: зима или снегопад? (Чаще бывает снегопад).
– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
– Что приносит нам зима? (Зима приносит нам холод (морозы, метели, снег, зимние забавы, радость, веселье).
– За что вы любите зиму? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика. Зимой приходит Новый год).
Физкминутка Снеговик
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
4. Подбор определений к существительным
(активизация словаря признаков)
Игра «Снежки»
− Снеговик принес вам снежный комочек. Как он
называется. (Снежок.)
− Давайте поиграем со снежком и подберем слова - признаки.
–
Ветер какой? (Холодный, колючий, северный).
– Зима какая? (Холодная, морозная, снежная, волшебная).
– Снег какой? (Белый, пушистый, чистый, холодный, блестящий,
липкий).
− Снежинка какая? (Маленькая, кружевная, хрупкая).
5. Подбор родственных слов (образование однокоренных слов).
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
– Снеговику понравилось с вами играть и он предлагает вам еще одну свою любимую игру «Доскажи словечко». Добавляйте слова, похожие на слово «снег».
Тихо, тихо как во сне
Падает на землю ……. снег.
С неба всѐ скользят пушинки
Серебристые ……. снежинки.
На посѐлки, на лужок
Всѐ летит-летит ….. снежок.
Вот веселье для ребят
Всѐ сильнее ……. снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в ……. снежки.
Словно в белый пуховик.
Нарядился ………. снеговик.
Рядом снежная фигурка
Это девочка ……… снегурка.
На снегу то посмотри −
С красной грудкой …..... снегири.
Словно в сказке, как во сне Землю всю укутал ….... снег.
– Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири).
– На какое слово похожи эти слова? (На слово «снег»).
6. Физкультминутка.
– Снеговик предлагает покататься на лыжах.
- Представьте, что вы отталкиваетесь лыжными палками. (Имита-
ция езды на лыжах).
– На лыжне нас ждет успех. Кто бесстрашен, скажет «Эх!»
– Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
– У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»
– Кто в сугробе с головой, произносит слово «Ой!».
7. Составление предложений по картинкам
- Ребята, пока мы со снеговиком катались на лыжах у нас на столах появились какие – то картинки.
- Давайте пойдем посмотрим?
– Ой ребята, Снеговик говорит, что это он принес для вас
конверт с зимними картинками, чтобы вы помогли ему составить предложения по картинкам.
8. Составление рассказа о зиме по картинкам --схемам
− Ребята, какой ваш самый любимый праздник зимой? (Новый год).
− Давайте вместе со снеговиком нарядим елку. (Выставляется елка и шары с
изображением различных времен года).
− Выберите и повесьте на елку шары, на которых изображена зима.
- Дети вешают шарик на елку и рассказывают о зиме
- Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом.
- Зимой деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках.
- Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая.
- Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки.
- Зимой дети катаются на санках,
на лыжах, на коньках.
- Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.
- Елка наряжена, а у нас получился рассказ. Давайте его перескажем. (пересказ рассказа по частям).
− Расскажите о зимних явлениях природы. (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках).
− Расскажите о жизни диких животных и птиц зимой. (Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая. Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки).
− Расскажите про зимние забавы. (Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки).
9. Итог занятия.
− Снеговику очень понравилось, как вы занимались. О чем мы говорили на занятии? Мы говорили о зиме.
- Что вам понравилось на занятии? (Добавлять слова, составлять предложения, составлять рассказ о зиме).
- Оценка деятельности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»
в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста. Для включения детей в работу использовала мощн...
Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа
Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....
Лексические игры и упражнения на тему «Зима»
НОД по развитию речи на тему "Зима" с использованием лексических игр и упражнений....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)
Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"...
НОД Развитие речи. Лексические игры и упражнения на тему «Зима»
Открытое занятие...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...