Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Алевтина Александровна Ермачкова

Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки, заклички, загадки, хороводные игры);

Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз;

Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки;

Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;

Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям, сопереживание, сострадание, желание помочь.

Предварительная работа:

загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, закличик, потешек, считалок, хороводов.

Оборудование: видеописьмо, проектор, презентация, ёлочки для декорации, шапочка или маска зайца для хороводной игры, шапочка или маска медведя для игры «Мы в густом лесу гуляли», игрушка колобок, народные костюмы для детей и воспитателя, поднос с калачами для угощения.

Ход занятия

Эмоциональный настрой на занятие:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

(Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу)

Сюрпризный момент:

- Ребята, к нам на почту пришло видеописьмо. От кого же оно? Проходите на стульчики, посмотрим. (Запись видеописьма от бабушки Варвары на проекторе)

 

- Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по дороге в лес - только я его и видела! Прошу вас, помогите найти колобка. Ваша бабушка Варвара!

Беседа с детьми на стульчиках:

- Ребята, от кого нам пришло видеописьмо? Дети: Видеописьмо пришло от бабушки Варвары.

- Что произошло у бабушки Варвары? Дети: От бабушки Варвары убежал колобок.

- Поможем бабушке Варваре найти колобка? Дети: Да! Поможем!

- Давайте вспомним, куда покатился колобок? Дети: Колобок покатился в лес.

- Значит, где мы будем искать колобка? Дети: Мы будем искать колобка в лесу.

- Но прежде чем отправиться в лес, посмотрим в окно и узнаем, какая на улице погода. Дети: На улице очень холодно и пасмурно.

- Ребята, какое сейчас время года? Дети: Поздняя осень.

- А, какое у вас настроение? Ответы детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы с хорошим настроением пошли искать колобка? Ответы детей.

- Давайте, ребята, позовём солнышко, чтобы оно выглянуло и согрело нас своим теплом, тогда мы с хорошим настроением пойдем в лес.

- Кто из вас помнит закличку про солнышко? (Дети по очереди закликают солнышко)

Ариша: Солнышко, покажись,

Обогрей, улыбнись.

К нам скорей приходи

И тепло принеси!

Вадик: Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

- Что – то не выглядывает солнышко. Придумала! Давайте все хором, дружно позовём солнышко закличкой «Приди, приди, солнышко!»

Хором: «Приди, приди, солнышко,

Загляни в оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее!».

- Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Оно нас услышало! (Презентация слайд № 2 Солнышко)

- Значит нам пора в путь.

Отправляемся мы в лес

Полный сказочных чудес!

Игра «По ровненькой дорожке».

(Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем водят хоровод со словами):

По ровненькой дорожке (Идут шагом)

Шагают наши ножки.

По камешкам, по камешкам (Руки вверх, ходьба на носочках)

По кочкам, по кочкам. (Прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам. (Ходьба с высоким подниманием колен)

В ямку – бух! (Приседают на корточки, поднимаются)

- Вот мы и в лесу. (Слайд № 3 Осенний лес, звуки леса)

Ой, ребята, тише, тише!

Кажется, я что – то слышу.

- Это кто там, в сугробе сидит и дрожит? Послушайте загадку.

Загадка:

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (Слайд № 4. Заяц)

- Здравствуй, зайчик! Помоги нам найти колобка. Ребята, зайчик нам поможет найти колобка, если мы с ним поиграем. Будем играть с зайчиком? Ответы детей.

Хороводная игра «Мы на луг ходили»(Музыка к игре на слайде № 4, текст хороводной игры в приложении № 1)

- Ребята, зайчику очень понравилась игра, он сказал, что видел, как колобок покатился прямо по дорожке. Давайте поблагодарим зайчика и продолжим свой путь. Дети: Спасибо зайчик!

- Кто же нам еще поможет найти колобка? Послушайте загадку.

Загадка

Он в лесу один живет,

Там он воет и поет.

Всех зайчат перепугал,

Также белок разогнал,

Может скушать целый полк,

Злой, голодный, серый (волк). (Слайд № 5 Волк и запись воя)

- А мы не будем бояться волка! Мы научим его считалкам, а он нам скажет, куда покатился колобок.

- Кто из вас, дети, помнит считалку про волка?

Егор: Шел волчище через мост,

Четыре лапы, пятый хвост

Если мост провалится,

То волчище свалится!

Кирилл: Барашек на лугу гулял,

Барашек рожки потерял.

Шел стороной голодный волк,

Барашка он зубами щелк!

- Я знаю, что Катя тоже знает считалку.

Катя: Волки рыщут,

Пищу ищут.

Мы вначале их поймаем,

А потом и поиграем.

- Волку понравилось, что вы так много знаете про него считалок. Он сказал, что колобок покатился дальше по тропинке.

- Ребята, поблагодарим волка и отправимся дальше в путь.

Физминутка: «Ровным кругом»

(Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами):

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг, стой на месте!

Дружно вместе сделаем вот так! (С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть).

- Слушаем новую загадку.

Загадка:

Косолапые ноги,

Всю зиму спит в берлоге.

Догадайся, ответь,

Кто это? (Медведь) (Слайд № 6 Медведь и запись рёва)

Уж ты Мишенька – медведь

Что ты вздумал реветь?

Не лежи на боку,

Мы разгоним тоску!

Пойдём с нами играть в игру. Если тебе понравится с нами играть, тогда ты нам подскажешь, куда покатился колобок.

Игра «Мы в густом лесу гуляли» (Музыкальное сопровождение к игре на слайде № 6).

Медведя выбирают считалкой «Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть». Медведь в центре круга «спит», а дети гуляют возле медведя и произносят слова:

Дети: Мы в густом лесу гуляли

И медведя повстречали.

Он под ёлкой сидит,

Растянулся и храпит.

Говорком: Тише, тише не шумите

Вы медведя не будите.

Медведь: Надоело Мишке спать

Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей)

- Молодцы! Медведю очень интересно было играть с нами, но ему пора в берлогу, ведь скоро наступит зима. А колобка он видел в норе возле ёлки.

- Ребята, давайте поблагодарим медведя.

-До свидания, медведь! Крепко спи до весны, а мы пойдём дальше колобка искать.

Загадка

Повстречалась нам она:

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет! (Лиса) (Слайд № 7 картинка лисы)

- Здравствуй, Лисонька-лиса! Нас попросила бабушка Варвара найти колобка. Ты случайно не встречала его?

- Ребята, лиса отдаст нам колобка, если мы её потешим, расскажем ей все вместе потешку «Идёт лисичка по мосту».

Потешка:

Все вместе: Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Воспитатель: Зачем ей хворост?

Дети: Печь топить.

Воспитатель: Зачем ей печь?

Дети: Обед варить.

Воспитатель: Зачем обед?

Дети: Гостей кормить.

Воспитатель: А гости кто?

Дети: Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

- Молодцы! Матвей, а ты расскажешь лисе потешку? Я думаю, что лиса будет рада послушать твою потешку.

Матвей: Лиса-лисонька-лиса,

Лиса - рыжая краса,

У амбара пробегала,

Крынку с маслом увидала.

Стоит крынка в холодке

В огороде, в уголке.

- Как бы в крынку влезть,

Как бы масло съесть?

- Очень понравилось лисе, как вы её потешали и за это она отдаёт нам колобка. (К ногам детей выкатывается колобок). Дети: - Спасибо, лиса!

- Ребята, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варваре.

(Подходим к дому бабушки Варвары) (Слайд № 8 Дом бабушки Варвары)

Вижу, вижу теремок,

Из трубы идёт дымок.

Видно, в гости нас там ждут,

Угощенье попадут.

(Выходит бабушка Варвара и улыбается детям)

Бабушка Варвара:

-Здравствуйте, мои внучата! Спасибо вам большое за помощь! Пойдёмте, я напою вас чаем с вкусными калачами!

(Дети пьют чай с калачами вместе с бабушкой Варварой).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки, заклички, загадки, хороводные игры);

Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз;

Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки;

Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;

Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям, сопереживание, сострадание, желание помочь.

Предварительная работа:

загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, закличик, потешек, считалок, хороводов.

Оборудование: видеописьмо, проектор, презентация, ёлочки для декорации, шапочка или маска зайца для хороводной игры, шапочка или маска медведя для игры «Мы в густом лесу гуляли», игрушка колобок, народные костюмы для детей и воспитателя, поднос с калачами для угощения.

Ход занятия

Эмоциональный настрой на занятие:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

(Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу)

Сюрпризный момент:

- Ребята, к нам на почту пришло видеописьмо. От кого же оно? Проходите на стульчики, посмотрим. (Запись видеописьма от бабушки Варвары на проекторе)

- Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по дороге в лес - только я его и видела! Прошу вас, помогите найти колобка. Ваша бабушка Варвара!

Беседа с детьми на стульчиках:

- Ребята, от кого нам пришло видеописьмо? Дети: Видеописьмо пришло от бабушки Варвары.

- Что произошло у бабушки Варвары? Дети: От бабушки Варвары убежал колобок.

- Поможем бабушке Варваре найти колобка? Дети: Да! Поможем!

- Давайте вспомним, куда покатился колобок? Дети: Колобок покатился в лес.

- Значит, где мы будем искать колобка? Дети: Мы будем искать колобка в лесу.

- Но прежде чем отправиться в лес, посмотрим в окно и узнаем, какая на улице погода. Дети: На улице очень холодно и пасмурно.

- Ребята, какое сейчас время года? Дети: Поздняя осень.

- А, какое у вас настроение? Ответы детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы с хорошим настроением пошли искать колобка? Ответы детей.

- Давайте, ребята, позовём солнышко, чтобы оно выглянуло и согрело нас своим теплом, тогда мы с хорошим настроением пойдем в лес.

- Кто из вас помнит закличку про солнышко? (Дети по очереди закликают солнышко)

Ариша: Солнышко, покажись,

Обогрей, улыбнись.

К нам скорей приходи

И тепло принеси!

Вадик: Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

- Что – то не выглядывает солнышко. Придумала! Давайте все хором, дружно позовём солнышко закличкой «Приди, приди, солнышко!»

Хором: «Приди, приди, солнышко,

Загляни в оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее!».

- Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Оно нас услышало! (Презентация слайд № 2 Солнышко)

- Значит нам пора в путь.

Отправляемся мы в лес

Полный сказочных чудес!

Игра «По ровненькой дорожке».

(Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем водят хоровод со словами):

По ровненькой дорожке (Идут шагом)

Шагают наши ножки.

По камешкам, по камешкам (Руки вверх, ходьба на носочках)

По кочкам, по кочкам. (Прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам. (Ходьба с высоким подниманием колен)

В ямку – бух! (Приседают на корточки, поднимаются)

- Вот мы и в лесу. (Слайд № 3 Осенний лес, звуки леса)

Ой, ребята, тише, тише!

Кажется, я что – то слышу.

- Это кто там, в сугробе сидит и дрожит? Послушайте загадку.

Загадка:

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (Слайд № 4. Заяц)

- Здравствуй, зайчик! Помоги нам найти колобка. Ребята, зайчик нам поможет найти колобка, если мы с ним поиграем. Будем играть с зайчиком? Ответы детей.

Хороводная игра «Мы на луг ходили»(Музыка к игре на слайде № 4, текст хороводной игры в приложении № 1)

- Ребята, зайчику очень понравилась игра, он сказал, что видел, как колобок покатился прямо по дорожке. Давайте поблагодарим зайчика и продолжим свой путь. Дети: Спасибо зайчик!

- Кто же нам еще поможет найти колобка? Послушайте загадку.

Загадка

Он в лесу один живет,

Там он воет и поет.

Всех зайчат перепугал,

Также белок разогнал,

Может скушать целый полк,

Злой, голодный, серый (волк). (Слайд № 5 Волк и запись воя)

- А мы не будем бояться волка! Мы научим его считалкам, а он нам скажет, куда покатился колобок.

- Кто из вас, дети, помнит считалку про волка?

Егор: Шел волчище через мост,

Четыре лапы, пятый хвост

Если мост провалится,

То волчище свалится!

Кирилл: Барашек на лугу гулял,

Барашек рожки потерял.

Шел стороной голодный волк,

Барашка он зубами щелк!

- Я знаю, что Катя тоже знает считалку.

Катя: Волки рыщут,

Пищу ищут.

Мы вначале их поймаем,

А потом и поиграем.

- Волку понравилось, что вы так много знаете про него считалок. Он сказал, что колобок покатился дальше по тропинке.

- Ребята, поблагодарим волка и отправимся дальше в путь.

Физминутка: «Ровным кругом»

(Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами):

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг, стой на месте!

Дружно вместе сделаем вот так! (С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть).

- Слушаем новую загадку.

Загадка:

Косолапые ноги,

Всю зиму спит в берлоге.

Догадайся, ответь,

Кто это? (Медведь) (Слайд № 6 Медведь и запись рёва)

Уж ты Мишенька – медведь

Что ты вздумал реветь?

Не лежи на боку,

Мы разгоним тоску!

Пойдём с нами играть в игру. Если тебе понравится с нами играть, тогда ты нам подскажешь, куда покатился колобок.

Игра «Мы в густом лесу гуляли» (Музыкальное сопровождение к игре на слайде № 6).

Медведя выбирают считалкой «Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть». Медведь в центре круга «спит», а дети гуляют возле медведя и произносят слова:

Дети: Мы в густом лесу гуляли

И медведя повстречали.

Он под ёлкой сидит,

Растянулся и храпит.

Говорком: Тише, тише не шумите

Вы медведя не будите.

Медведь: Надоело Мишке спать

Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей)

- Молодцы! Медведю очень интересно было играть с нами, но ему пора в берлогу, ведь скоро наступит зима. А колобка он видел в норе возле ёлки.

- Ребята, давайте поблагодарим медведя.

-До свидания, медведь! Крепко спи до весны, а мы пойдём дальше колобка искать.

Загадка

Повстречалась нам она:

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет! (Лиса) (Слайд № 7 картинка лисы)

- Здравствуй, Лисонька-лиса! Нас попросила бабушка Варвара найти колобка. Ты случайно не встречала его?

- Ребята, лиса отдаст нам колобка, если мы её потешим, расскажем ей все вместе потешку «Идёт лисичка по мосту».

Потешка:

Все вместе: Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Воспитатель: Зачем ей хворост?

Дети: Печь топить.

Воспитатель: Зачем ей печь?

Дети: Обед варить.

Воспитатель: Зачем обед?

Дети: Гостей кормить.

Воспитатель: А гости кто?

Дети: Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

- Молодцы! Матвей, а ты расскажешь лисе потешку? Я думаю, что лиса будет рада послушать твою потешку.

Матвей: Лиса-лисонька-лиса,

Лиса - рыжая краса,

У амбара пробегала,

Крынку с маслом увидала.

Стоит крынка в холодке

В огороде, в уголке.

- Как бы в крынку влезть,

Как бы масло съесть?

- Очень понравилось лисе, как вы её потешали и за это она отдаёт нам колобка. (К ногам детей выкатывается колобок). Дети: - Спасибо, лиса!

- Ребята, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варваре.

(Подходим к дому бабушки Варвары) (Слайд № 8 Дом бабушки Варвары)

Вижу, вижу теремок,

Из трубы идёт дымок.

Видно, в гости нас там ждут,

Угощенье попадут.

(Выходит бабушка Варвара и улыбается детям)

Бабушка Варвара:

-Здравствуйте, мои внучата! Спасибо вам большое за помощь! Пойдёмте, я напою вас чаем с вкусными калачами!

(Дети пьют чай с калачами вместе с бабушкой Варварой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по мотивам сказки К.И.Чуковского «В гости к бабушке Федоре» для детей средней группы

Важная роль в воспитании ребенка, а также формировании у него нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Семья – это важный элемент системы образования, где основа – традиции, обычаи, пред...

Конспект НОД по речевому развитию и изобразительной деятельности "В гости к бабушке"

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи....

Конспект развлечения «В гостях у бабушки-огородницы» для детей средней группы

Программные задачи.Закрепить знания детей об овощах, принимать участие в импровизациях, играх. Развивать выразительность речи.Воспитывать трудолюбие, здоровый образ жизни. Материал: рул...

Конспект развлечения «В гостях у бабушки-огородницы» для детей средней группы

Конспект развлечения«В гостях у бабушки-огородницы»для детей средней группы...

Конспект развлечения «В гостях у бабушки-огородницы» для детей средней группы

Программные задачи.Закрепить знания детей об овощах, принимать участие в импровизациях, играх. Развивать выразительность речи.Воспитывать трудолюбие, здоровый образ жизни. Материал: рул...