по развитию речи "Говоруша"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Калекина Ольга Игоревна

методическое пособие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

речевых игр для

старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу? ..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?... Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка?        Кого купила мама?

Что ищет девочка?        Что купила мама?

Кого потерял Миша?        Кого увидел папа?

Что потерял  Миша?        Что увидел папа?

Дидактическая игра  «Кто что делает?»

(закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы        

Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье                

Мама мыла…посуду

Мама сажает…        лук                        

Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб                        

Лена читает…письмо

Петя несет… сумку                        

Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку                

Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку        

Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину        

Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно                        

Петя смотрит…телевизор

Мальчик  вешает…картину                

Папа покупает…молоко

Дидактическая игра  «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?.. Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена. А что у нас по две?...

Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца        ваза – две…вазы

стул – два ..стула                вишня – две…вишни

стол - два…стола                слива – две…сливы

кот - два …кота                кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана     роза – две…розы

помидор – два…помидора  чашка – две…чашки

окно – два…окна                машина – две…машины

дерево – два…дерева

кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма        майка – две…майки


Дидактическая игра  «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос -  кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?

Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

Дидактическая игра  «Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом        Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком        Дом….кирпичом

Корова….теленком        Мастер….учеником

Дуб…желудем                Собака….щенком

Рыба….икринкой                Листок….почкой

Яблоня….семечком        Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком          Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей        Птица….птенцом

Хлеб….мукой                Козел….козленком

Шкаф….доской                Овца….ягненком

Велосипед… железом        Свинья…поросенком

Рубашка….тканью                Лошадь…жеребенком


Дидактическая игра «Отвечай на вопрос -  чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?... Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?...Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Дидактическая игра  «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем  молоко - …ведро с молоком

вода - …ведро с водой

белье - …ведро с бельем

1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней -  суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней -  капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

Дидактическая игра  «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка  Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Дидактическая игра  «Закончи предложение» (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит


Дидактическая игра «Четвертый лишний» (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

«Картотека словесных игр по речевому развитию»

   

                                                                 Учитель-дефектолог Тараданчик Е.В.

                          

Цели речевых  игр:

  • развития речи и мышления детей;
  • активизация, обогащение  их словарного запаса;
  • улучшение  фонематического  слуха  у детей.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

А) Дополни предложения:

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Зайчик летом, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Днем светло, а ночью...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою...

Я умею...

Я помогу...

Я хочу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи:

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

- хищный, ширококрылый... - орел;

- зеленый, прожорливый... - крокодил;

- воронье, серое... - крыло;

- блестящее, гладкое... - зеркало.

Г) Скажи какой:

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

А) Веселая семейка:

Правильно назвать животных и их детенышей.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

- Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый:

Подобрать ласкательное слово.

- кот - котик,

- река - речушка,

- мама - мамочка,

- солнце - солнышко,

- ваза - вазочка,

- береза - березка,

- листок - листочек.

В) Два – один:

Образование из двух простых слов одного сложного:

- снег и падать – снегопад,

- лес и полоса - лесополоса,

- птица и ферма -птицеферма,

- небо и склон - небосклон,

- хлеб и делать - земледелец,

- лес и рубить - лесоруб,

- лист и падать – листопад.

Г) Поймай мяч:

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

- береза - березовый,

- солнце - солнечный,

- весна - весенний,

- липа - липовый,

- дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

А) Согласие – несогласие:

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет,  будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

5. Узнай домашних животных:

Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд. 

бизон, сарай, овца.

синица, гусь, кролик;

лошадь, тигр, енот, медведь;

баран, лось, теленок, белка;

жираф, курица, коза;

утка, селезень, журавль;

петух, индюк, куропатка;

лиса, собака, обезьяна, заяц;

слон, корова, рысь;

жеребенок, кошка, мышка;

свинья, кабан, землеройка;

крот, ягненок, уж;

цыпленок, волк, козленок;

6. Какие слова обозначают транспорт?:

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

дерево, самолет, балкон, телега;

грузовик, велосипед, скамейки;

поезд, дом, самокат, магазин;

трамвай, троллейбус, космос, луна;

автобус, дорога, море, машина;

пароход, водитель, ракета, комета;

столб, метро, лодка, вертолет.

7. Смысловые ряды:

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

белка-дупло, человек — …;

солнце-светло, ночь-…;

лошадь-жеребенок, корова-…;

книга-обложка, дом -…;

собака- щенок, человек-…;

птица-гнездо, собака -…;

каша-ложка, мясо-…;

лодка-вода, поезд-…;

куртка-ткань, сапоги-…;

 цветок-стебель, дерево-…;

 окно-подоконник, шкаф — …;

 береза-листья, сосна — …;

 шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

8. Отгадай предмет:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);

ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

ручки, зубья, (пила);

дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

растения, садовник, забор, земля (сад);

подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);

спинки, матрас, ножки (кровать);

крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);

кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

 подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

 глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок,  брови, щеки (лицо);

 лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);

 пол, стены, обои, потолок (комната);

 обложка, листы, картинки, буквы (книга);

 подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

9. Что общее у предметов?:

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

кастрюля, сковорода (посуда);

шляпа, шапка (головные уборы);

огурец, морковь (овощи);

стол, стул (мебель);

корова, коза (домашние животные);

тюльпан, роза (цветы);

шкаф, кровать (мебель);

персик, слива (фрукты);

платье, юбка (одежда);

дождь, снег (осадки);

сапоги, ботинки (обувь);

коза, свинья (домашние животные);

тарелка, ложка (посуда);

сорока, воробей (птицы);

Москва, …(название родного города) (города);

Волга, Дон (реки);

квас, фанта (напитки);

самолет, вертолет (воздушный транспорт);

автобус, троллейбус (наземный транспорт);

кошка, коза (домашние животные).

катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

сапоги, ботинки, туфли (обувь);

пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);

солнце, одуванчик, круг (круглые);

портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);

тарелка, сковорода, чашка (посуда);

лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

мяч, солнце, шарик (круглые);

10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь: 

 Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

Носят на ногах (обувь).

Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).

11. Отгадай название предмета по описанию:

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.

Это фрукт желтого цвета; очень кислый.

Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.

Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.

Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.

Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.

Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.

Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.

Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

зеленая, пучеглазая…;

маленький, звенящий, длинноносый…;

голодный, серый, зубастый, злой…;

большой, рогатый…;

злой, зубастый, зеленый…;

лохматый, косолапый…;

маленькая, ловкая, проворная…;

хищный, сильный, полосатый…;

ловкая, шумная, хвостатая…;

 яркое, теплое….

        

         Картотека игр по речевому развитию

Цель: Развивать словарный запас, учить строить предложения.

Ход: Дополни предложения:

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Зайчик летом, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Днем светло, а ночью...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою...

Я умею...

Я помогу...

Я хочу..

                                           « Назови одним словом»  

Цель: Закреплять обобщающие слова.

Ход: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

Носят на ногах (обувь).

Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки)

                                « Отгадай название предмета по описанию»

Цель: Учить называть признаки предметов, обогащать словарный запас.

Ход: Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.

Это фрукт желтого цвета; очень кислый.

Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.

Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.

Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.

Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.

Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютах..

Это тоже цветок, у него желтая сердцевина  и белые лепестки

 


«Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

«Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

«Где Петрушка?»

  Цель: Учить правильно употреблять предлоги.

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

«Разговор по телефону»

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

«Кто у кого?»

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: Сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок» .Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

«Назови одним словом»

Цель: учить называть  предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы .Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде.

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор
  2. роль водящего выполняет ребенок

«Угадай звук»

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход:

  1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

  1. хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

                                                                     «Отгадай-ка»

Цель:

  1. упражнять детей в составлении описательных рассказов
  2. развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: Ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета: Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало.
  2. Рассказать о месте, где он стоял.
  3. На какой звук начиналось название этого предмета, в названии каких еще предметов есть этот звук?

 Измени предложение

Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Что у вас?

Материал: на каждом столе 1 картинка

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»

Дети отвечают:

- У нас флаг

- У нас флаги

- У нас дом

- У нас дома

Один и много

Материал:

Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно

- У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

                                        «Угадай дерево по листу».

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

«Скажи, какой?».

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

                                                               

                                                                      « Эхо».

 Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.       

Ход: Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

                                        «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.               

  Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

                                                    «Подбери пять слов»

Цель: Игра на обогащение словаря прилагательными, развитие мышления.

 Ход: Ребёнок должен подобрать по пять прилагательных к слову, которое вы скажете.

 Например: Тарелка – круглая, красивая, фарфоровая, глубокая, хрупкая.

Лиса – пушистая, хитрая, быстрая, хищная, рыжая и т.д.

                                                         «Исправь ошибки»

Цель: Развивать грамматический строй речи.

Ход:  Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические ошибки, пусть ребёнок их исправит.

 Например: Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка.

Белка шелушила еловая шишка.

Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

                                                          «Рифмовки»

Цель: Учить детей подбирать рифмы.

Ход: Ребёнок хорошо воспринимает стихи и знаком с понятием рифма. Превратите его в настоящего поэта и пробуйте подбирать похожие по звучанию слова-рифмовки.

Например: веет – греет, ложка – кошка, кукушка – подушка. Эта игра доставляет большую радость и детям и взрослым.

                                                    «Что происходит в природе»

Цель: Игра на закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении .

Ход:  Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Весна». Солнце – что делает? – Светит, греет. Ручьи – что делают? – Бегут, журчат. Снег – что делает? – Темнеет, тает. Птицы что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поют     песни. Капель – что делает? – Звенит, капает. Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

                                      «Кто может совершать эти действия»

Цель: Игра направлена на активизацию глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Воспитатель называет глагол, а ребенок называет, кто может выполнять данное действие.

Например:  идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога… Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек.

                                                           «Ласковое слово»

Цель: Игра направлена на образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: Воспитатель называет слово, а ребенок образует новое слово при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.

Например: стол — столик, ключ — ключик, шапка – шапочка, белка – белочка, книга – книжечка, ложка – ложечка, и т. Д.

                                                           «Что из чего»

Цель: Игра на закрепление в речи ребёнка относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: Воспитатель, бросая мяч ребёнку, говорит: “Сапоги из кожи”, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: “Кожаные”. Рукавички из меха – меховые. Таз из меди – медный. Ваза из хрусталя – хрустальная. Дом из кирпича – кирпичный. Сок из свёклы – свекольный. Темы для игры можно подбирать разнообразные, фантазируйте.

                                                     «Весёлый счет»

Цель: Игра направлена на закрепление и активизацию правильных окончаний.

 Ход: Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»

Например: один стол — пять столов, один заяц — пять зайцев, один слон — пять слонов.

                                                 «Кто чем занимается»

Цель: Развитие глагольного словаря.

Ход: Мама, бросая или прокатывая мяч ребенку, называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например: строитель — строит, повар — варит, готовит, художник — рисует, врач — лечит, парикмахер — стрижет, учитель — учит, маляр — красит и т. д.

                                                             «Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

 Ход: Есть два варианта:

Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал.

 Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

Например: дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Море глубокое, а ручеёк …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...