Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б.Эльконин, надо рассматривать "не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями".
Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Слово дифференцируется, насыщается предметным значением и благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщения.
Рассматривая значение речи в психическом развитии ребенка, многие психологи указывали на большое значение развития речи в развитии психических процессов, отмечая, что развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследователи детской речи отмечают, что в развитии активной речи, речевого способа общения детей раннего возраста большую роль играет предшествующий период. Подготовительный период развития речи детей до 1,5 лет, как считает Г.Л.Розенгарт-Пупко, имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Она отмечает, что "уже в этом периоде неправильное воспитание может привести к педагогической запущенности, и речь таких детей будет сильно отставать в своем развитии"
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры в развитии речи детей | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".
План.
I. Теоретическая часть.______________________________________ 3 стр.
II. Практическая часть ______________________________________ 9 стр.
1) констатирующий эксперимент по выявлению уровня
развития речи детей 3 года жизни; _________________________ 9 стр.
2) программа формирования речи детей 3 года жизни через
систему занятий пальчиковой гимнастикой; _________________ 14 стр.
3) контрольный эксперимент; _____________________________ 18 стр.
4) рекомендации: ________________________________________ 21 стр.
а) по использованию программы для детей дру-
гого возраста;
б) рекомендации родителям и воспитателям.
III. Выводы. _______________________________________________ 23 стр.
IV. Список литературы. _____________________________________ 24 стр.
V. Приложения :
- упражнения для пальчиков из книги В.В.Цвынтарного "Играем пальчиками и развиваем речь";
- 1 конспект игры - "Продолжи сказку";
- 10 примерных комплексов пальчиковой гимнастики;
I. Теоретическая часть.
Раннее детство считают стартовым периодом развития нравственности, духовности, интеллекта и здоровья. А значит, проблемы раннего детства заслуживают особого внимания.
Раннее детство - это период в развитии ребенка, когда закладываются основы его психического и физического здоровья. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего и активного человека.
От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. От того как складывается развитие ребенка в это период, зависит его будущее. Ранний возраст - это в буквальном смысле НАЧАЛО.
Первым пытался проанализировать процессы развития на этом этапе, выявить генезис основного новообразования этого периода, выдающийся русский психолог и философ. Л.С.Выготский (1896-1934гг.). По мысли Л.С., именно в этом возрасте происходит первичная дифференциация психических функций, возникает особая функция восприятия и на ее основе системная и смысловая структура сознания.
Л.С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия, которое в этом возрасте отличают две особенности: аффектный характер и доминирующая функция в структуре сознания, которые являются фундаментом для развития других функций.
Лев Семенович Выготский подчеркивал, что ранний возраст имеет свою структуру и динамику и характеризуется своей, своеобразной спецификой для него, единственной и неповторимой "социальной ситуацией развития", которая есть не что иное, как отношение между ребенком и его средой.
Выготский Л.С. считает связанность ситуации, в которой находится ребенок раннего возраста, наиболее важной характеристикой отношений ребенка с окружающей его действительностью. "Каждая вещь… провоцирует ребенка на действование, т.е. направляет его". [7, с. 34]
Центральным новообразованием раннего возраста Выготский Л.С. называет возникновение сознания. По его утверждению, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова. Т.о. "основное новообразование раннего детства связано с речью, благодаря чему, ребенок по-новому, иначе оказывается связан с социальным окружением, чем младенец, т.е. изменяется его отношение к той социальной единице, частью которой он сам является".[7, с.356]
Развитие речи, как средство общения, как средство понимания речи окружающих, представляет собой, по мнению Л.С.Выготского, центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде.
Сам по себе факт приобретения речи приводит к тому, что сенсомоторное единство восприятия окружающих предметов и вещей начинает расшатываться. Вместе с речью для ребенка прежде всего возникает начало осмысления и осознания окружающей действительности.
Слово для ребенка в этом возрасте, есть обозначение свойства предмета, которое от него трудно отделить. Вот почему для ребенка, хотя он и говорит, само слово неизвестно. Вся речь ребенка в этом возрасте совершенно не осознана. Ребенок говорит, но не означает того, как говорит, не осознает самый процесс говорения и не умеет произвольно выбирать слова или звуки, которые ему нужны.
"Источник новообразования - говорит Л.С.Выготский, - связан с отношениями ребенка и взрослых - сотрудничество с ними. Именно оно толкает на новый путь общения, на овладение речью".[7, с.357]
Речь, по мнению Л.С.Выготского, как средство социального общения, возникает из потребности ребенка в средствах общения.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка раннего возраста и взрослого содержит в себе противоречие, которое, как подчеркивал Эльконин Д.Б., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского, рождается в новом типе деятельности - в предметной деятельности, направленной на усвоение общественно выработанных способов действия с предметом. А общение в этом возрасте, по мнению Эльконина Д.Б., "выступает как средство осуществления предметной деятельности". [28, с.183]
Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметным действием, по утверждению Д.Б.Эльконина, не может быть только эмоциональным, оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б.Эльконин, надо рассматривать "не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями".
Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Слово дифференцируется, насыщается предметным значением и благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщения.
Рассматривая значение речи в психическом развитии ребенка, многие психологи указывали на большое значение развития речи в развитии психических процессов, отмечая, что развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследователи детской речи отмечают, что в развитии активной речи, речевого способа общения детей раннего возраста большую роль играет предшествующий период. Подготовительный период развития речи детей до 1,5 лет, как считает Г.Л.Розенгарт-Пупко, имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Она отмечает, что "уже в этом периоде неправильное воспитание может привести к педагогической запущенности, и речь таких детей будет сильно отставать в своем развитии" [ 11 ;с. 69-70]
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:
- Пассивная речь в развитии опережает активную; запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова - указания, затем он начинает понимать слова - названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений; наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.
- Первое языковое "открытие" (ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: Что это? Кто это?
- В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен односложного предложения. "Физически - это слово, семически - предложение", - писал Л.С.Выготского.
- Второе языковое "открытие" - это "открытие" флективной природы языка. На границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой.
- В раннем возрасте развивается значение детских слов; происходит переход от многозначности к первым функциям обобщения.
- Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
- К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке.
- Развиваются функции речи; происходит переход от указательной к обозначающей функции.
Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. Каковы же особенности развития речи в данном возрасте?
В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком, а главное - появляется самостоятельная речь.
На третьем году жизни развитие речи происходит в связи с выполнением все более широкого круга функций, прежде всего - налаживания взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми (коммуникативная функция речи), познания окружающего мира (интеллектуального функция). Ребенок осваивает основную форму речевого общения - диалогическую. он учится инициативно высказываться, задавать вопросы, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями.
Ребенок пользуется словами для выражения желаний, чувств, мыслей, для достижения желаемых результатов. Однако используемые ребенком слова весьма несовершенны в фонетическом отношении и выражают широкий спектр смыслов.
Функции речи на третьем году жизни ребенка расширяются, и она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством его общения с детьми . Условно этот период можно назвать "Меня понимают все".
Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем.
К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года - 1000 слов. Поистине гигантские шаги. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.
Выводы:
Основываясь на выдвинутых в свое время Л.С.Выготским 2-х тезисах, не потерявших значения и до настоящего времени, можно сделать выводы:
Во-первых, вывод о том, что развитие речи, особенно в ранний период жизни, нельзя рассматривать вне контекста, вне общения ребенка со взрослыми и взаимодействия с "идеальными формами речевого общения, т.е. вне языка взрослых", в которой вплетается речь самого ребенка;
Во-вторых, вывод о том, что "вся звучащая сторона детской речи развивается в непосредственной зависимости от смысловой стороны детской речи, т.е. ей подчинена. [7, с. 354];.
В-третьих, вывод о том, что потребность ребенка в общении, освоение им предметных действий требуют от него собственной активной речи.
Даже непосвященному бросается в глаза, как много исследователей разных специальностей (педагоги, психологи, философы, лингвисты, физиологи, врачи) изучают детскую речь.
Но специалисты знают, как еще много белых пятен на карте этой проблемы и как они затрудняют работу по развитию ребенка, поскольку речь неразрывно связана с восприятием, мышлением и другими сторонами психической деятельности человека.
Педагогическое и социальное значение этой проблемы обязывает правильно строить работу по развитию речи с самых ее истоков. И здесь возникает много сложностей.
Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста возможны случаи отставания детей в развитии речи, хотя дети 1,5 - 2-х лет имеют обширный активный словарь. Причина - в недостаточности и в не системности воспитательных воздействий.
Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других - рассматриваются физиологические основы и механизмы развития речи; в третьих - значительное место отведено разработке методических приемов развития речи детей. Но во всех работах отмечается, что в речевом развитии ребенка раннего возраста самым главным является стимулирование активной речи.
Ко всему прочему, исследователи говоря о том, что в патологических случаях речь и движения часто нарушаются параллельно, указывают, что ликвидировать нарушения активной речи нередко можно через посредство кинестетических (идущих от двигательного анализатора) импульсов.
А. Митринович-Моджевска , автор вышедшей в 1965 году книги "Патофизиология речи, голоса и слуха", пишет: "Встречаются случаи, когда маленький ребенок реагирует на слуховые раздражители, определяет направление, где находится источник голоса, но не лепечет. В таких случаях предлагаем матери, чтобы заставляла ребенка производить движения головой, шеей, руками … . Таким образом осуществляется стимулирование двигательного механизма речи посредством других двигательных функций".
Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова также доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Развивая идею связи речи и движения, сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН профессора М.М.Кольцовой и Л.В.Фоминой, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, установили следующую закономерность - "развивая руку ребенка, мы развиваем и речь. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме".
Становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу. Если посмотреть на схему проекций различных частей тела в двигательной области коры головного мозга, то можно наглядно убедиться, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью и является ее частью. А примерно треть всей площади двигательной проекции занимает проекция руки, расположенная близко от речевой зоны (см. рисунок 1).
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: "Сорока-белобока", "Мальчик-пальчик", "Ладушки-ладушки" и т. д.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С.Журова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), с моторной алалией (Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская), с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова).
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.
Основываясь на теоретические положения о развитии активной речи, речевого способа общения детей раннего возраста, учитывая рекомендации по организации работы по речевому развитию детей, нами была выдвинута гипотеза.. Наше предположение состоит в том, что на основе использования в работе с детьми раннего возраста системы занятий пальчиковой гимнастикой возможен переход на более высокий уровень развития речи детей..
Для проверки данного предположения, а также для изучения эффективности использования игровых приемов в отработке речевых умений, нами был проведен обучающий эксперимент.
Целью нашего эксперимента является - выявление зависимости уровня речи детей от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
1) Определить исходный уровень развития речи детей раннего возраста;
2) Выработать программу формирования у детей активной речи с использованием пальчиковой гимнастики;
3) Апробировать программу формирующего эксперимента.
II Практическая часть.
Констатирующий эксперимент.
В результате констатирующего эксперимента был определен исходный уровень развития речи детей 3-го года жизни, который являлся для всех участников эксперимента различным в соответствии с уровнем развития и индивидуально-типическими особенностями детей.
При оценке уровня развития речи использовались материалы, разработанные К.А.Печорой, Н.М.Аксариной, Г.В.Пантюхиной (19, с. 129-130); а также материалы Н.А.Ноткиной, Л.И. Казьминой, Н,Н,Бойнович (16, с.)
Показатели развития активной речи детей раннего возраста. (см. Таблицу № 1
Таблица №1 | ||
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни1. | ||
Воз раст | Понимание речи | Активная речь |
1 | 2 | 3 |
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Во время игры обозначает свои действия слонами н двухсловными предложениями. |
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев | Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях. бывших в опыте ребенка. | При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения |
Показатели нервно-психического развитии детей третьего года жизни2. | ||
Возраст | Активная речь | |
грамматика | вопросы | |
1 | 2 | 3 |
2 года - 2 года 6 месяцев | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | Появляются вопросы: Где? Куда? |
2 года 6 месяцев - 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | Появляются вопросы: Почему? Когда? |
1Разработаны проф Н М. Аксариной, доц. К. Л. Печорой в 1978 г. | ||
2Разработаны Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной. |
Методика определения показателей развития активной речи детей раннего возраста:
2 года - 2года 6 месяцев
Активная речь
Говорит многословными предложениями (более 3 слов)
Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
Поведение ребенка. В своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3-х слов).
Появляются вопросы: где? куда?
Методика .Ситуация естественная.
Поведение ребенка. Хотя бы раз задает вопрос "где?"
2 года 6 месяцев - 3 года.
Активная речь
Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему.
Поведение ребенка. Хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.
Появляются вопросы: почему? когда?
Методика. Ситуация естественная.
Поведение ребенка. Хотя бы раз употребляет вопрос "почему?" или "когда?".
Количественная обработка констатирующего эксперимента.
(см. Таблицу № 2).
Таблица №2 | ||||||
Количественная обработка констатирующего эксперимента. | ||||||
№ | Имя ребенка | КВ | ВПР | Уровни развития | ||
I. Высокий | II. Норм. | III. Слабый | ||||
1 | Аня Б. | 24 | 22 |
| 91,6 (б) |
|
2 | Миша З. | 24 | 21 |
|
| 87,5 (б) |
3 | Лена Р. | 25 | 24 |
| 96 (б) |
|
4 | Костя Ш. | 25 | 22 |
|
| 88 (б) |
5 | Катя М. | 27 | 24 |
| 89 (б) |
|
6 | Маша К. | 26 | 24 |
| 92,3 (б) |
|
7 | Максим Г. | 27 | 22 |
|
| 81,5 (б) |
8 | Андрей П. | 28 | 30 |
| 107 (б) |
|
Сводная | ||||||
Уровни развития | Количество детей | % соотношение от общего числа обследуемых детей (8) | ||||
I. Высокий | - | - | ||||
II. Нормальный | 5 | 62,5 | ||||
III. Слабый | 3 | 37,5 | ||||
КВ - календарный возраст (в месяцах) от рождения до даты обследования. | ||||||
ВПР - реальный возраст психического (речевого) развития ребенка в месяцах. | ||||||
КР - коэффициент речевого развития . | ||||||
КР= ВПР : КВ х 100 | ||||||
Уровни развития : | ||||||
Высокое развитие - 110 -120 (б) | ||||||
Нормальное развитие - 107 - 90 (б) | ||||||
Слабое развитие - 87 - 80 (б) | ||||||
Критический уровень развития - 77 -70 (б) |
Качественный анализ экспериментального материала:
1. Наблюдение за Мишей З. (календарный возраст - 24 месяца).
Во время констатирующего эксперимента, который проводился в октябре 2002 года, Миша находился в периоде привыкания к д/с. Адаптация ребенка проходила в легкой степени, но мальчик долго не шел на контакт с детьми и взрослыми, часто плакал, вспоминая маму. Во время беседы взрослого с другими детьми, Миша заинтересованно прислушивался, переставал плакать, но сам в беседе не участвовал. Во время игр, свои действия Миша обозначал чаще двухсловными предложениями или отдельными словами (н-р, "Миша играет", "Дай машину"), в речи употребляет один вопрос, связанный с мамой ("Где мама?", "Мама придет?"). Но хочется отметить, что на знакомые движения и слова потешек ("Коза - рогатая", "Сорока-белобока"), Миша радостно откликался и повторял движения, это помогало отвлечь ребенка от плача (возможно, пальчиковые игры обыгрывались в семье).
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что реальный уровень развития речи Миши З. находится на 21 месяце, что соответствует III, слабому уровню.
2. Наблюдение за Катей М. (календарный возраст - 26 месяцев)
Катя - веселая, спокойная девочка. Охотно вступает в контакт со взрослым; отвечает словом и действием на побуждающие предложения воспитателя, на его вопросы.. Но с детьми в контакт девочка вступает редко В самостоятельной деятельности, особенно во время режимных процессов, задает различные вопросы, употребляет прилагательные и местоимения (например, "Когда мы пойдем гулять?", "У Кати красивый бант?"). Во время игр с пальчиками девочка быстро включается, но ненадолго, повторяет движения, не повторяя за воспитателем слово-образец. Обыгрывает, имитируя действия с предметами по-своему (н-р, звенит колокольчиком), но не сопровождает действие словом.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что реальный уровень развития речи Кати М. находится на 24 месяце, что соответствует II - нормальному уровню.
Вывод:
По результатам констатирующего эксперимента выявлено, что уровень речи детей (8-х человек) следующий:
5 детей (62,5%)находятся на уровне нормального развития,
3 детей (37,5%) находятся на уровне слабого развития.
На основе данных констатирующего эксперимента были сформированы 2 подгруппы ( 1 подгруппа - дети с нормальным уровнем развития, 2 подгруппа - дети со слабым уровнем развития).
2. Программа формирования .
Выявленные нами базовые уровни сформированности речевых умений детей позволили сделать вывод о том, что развитие речи детей осуществляется в группе недостаточно эффективно, что требует разработки специальной программы работы с детьми по развитию речи.
Целью программы формирования явилась специальная организация педагогического процесса по обеспечению полноценного развития личности ребенка раннего возраста, сохранению и укреплению психического, эмоционального и физического здоровья детей, оказание помощи в развитии их речи через систему занятий пальчиковой гимнастикой.
В соответствии с этой целью нами были поставлены следующие задачи:
1 Блок задач направлен на обогащение психического и физического развития ребенка на первом, раннем этапе детства, создать условия для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста:
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к шедеврам национальной культуры (ознакомление с русским фольклором).
- Развивать все психические процессы через тренировку пальцев рук.
- Исследование интеллектуального, эмоционального, социального, физического развития ребенка раннего возраста, а также учет данных подобного изучения в процессе игровой, предметно-манипулятивной и учебной деятельности детей раннего возраста.
2 Блок задач непосредственно направлен на развитие и формирование культуры речи в соответствии с возрастом детей:
- Учить воспринимать мир людей, а также мир предметов и явлений окружающей жизни через активное взаимодействие с ними.
- Проведение системы занятий пальчиковой гимнастикой с подгруппами детей, которая включает три этапа работы:
подготовительный, основной, заключительный.
Изучив и проанализировав массу литературы по развитию речи детей раннего возраста, были намечены цели и задачи предстоящей работы. Работа велась по трем этапам и. в двух направлениях
Этапы:
Подготовительный этап, который предполагает изучение литературы, подбор материала к занятиям, а именно - отбор и изготовление игрушек, шапочек, элементов костюмов, театра пальцев, разных видов театров, рисование пособий, составление конспектов занятий, установление взаимодействия со специалистами д/с (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, мед. сестрой д/с).
Основной этап включает в себя проведение занятий один раз в неделю по 15-20 минут с каждой подгруппой детей; распределение всех занятий по блокам - темам, объединенных каким-нибудь сюжетом. В основе каждого занятия - русский народный контроль, так хорошо воспринимаемый детьми.
Заключительный этап предполагает отслеживание результатов работы.
Направления - работа с родителями, работа с детьми раннего возраста.
Работая с родителями поставили следующие цели и задачи:
- Просветительская работа - повышение психологической культуры родителей, (цикл лекций, консультаций, проведение родительских собраний, открытых занятий)
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по интересующей теме.
Работа с детьми предполагала осуществление следующих задач:
- Сделать "рывок" в развитии речи - улучшить произношение, развивать звуковую культуру речи, обогатить лексику.
- Развивать психические процессы, мелкую моторику, чувство ритма через пальчиковую гимнастику и само массаж
- Познакомить детей с русским фольклором.
- Стимулировать фантазию, проявить творческие способности.
- Развивать внимание, терпение, усидчивость.
- Ощутить радость взаимопонимания взаимопонимания без слов, жестами, понять возможности невербального общения.
Занятия, проводимые с детьми включают массаж и само массаж рук, пальчиковые игры и упражнения, ознакомление с фольклором, музыкально- подвижные игры и театрализованные действия.
Принципы построения системы занятий пальчиковой гимнастикой.
В основу разработанных около 30 разноплановых занятий легли следующие принципы:
1. Принцип "от простого - к сложному".
2. Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество взрослого и ребенка.
3. Принцип эмоциональности поддерживает устойчивость действий ребенка, направленности интереса и т.п. Необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка.
4. Принцип повторности, поэтапности и цикличности позволяют взрослому осуществить живое общение, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования.
Занятия включают в себя несколько частей:
1. Вводная часть, включающая, массаж кистей рук и пальцев и собственно пальчиковую гимнастику в сопровождении спокойной мелодии.
Основные приемы массажа: 1) поглаживание; 2) растирание; 3) разминание; 4) вибрация.
Кроме массажа в вводную часть включаем собственно пальчиковую гимнастику, комплексы упражнений которые почти всегда подчинены какой-нибудь теме (например, комплексы пальчиковых упражнений «цветы», «животные», «природа»). Сюда же, к пальчиковым упражнениям, можно добавить потешку или побасенку, для обыгрывания пальцами.
Общая цель вводной части - положительный эмоциональный настрой детей на занятие и разогревание рук.
Вводная часть неизменна по времени и длится она приблизительно 4-5 минут.
2. Основная часть всегда тематическая и условно подразделяется на три блока:
- Ознакомление со сказкой или рассказом. Воспитатель рассказывает и показывает какую-либо сказку при помощи кукол. Цель блока - донести смысл произведения до сознания детей, вызвать положительный эмоциональный отклик детей на увиденное.
- Обучение детей рассказыванию знакомой сказки или рассказа при помощи пальцев, т. е. дети при помощи (с минимальной подсказкой) взрослого рассказывают знакомое литературное произведение и показывают его героев пальчиками. Цель блока - развитие речи и психических процессов, овладение техникой пальчиковой гимнастики.
- Обыгрывание сказки с привлечением детей к актерскому мастерству, т. е. теперь дети, как актеры, показывают «театральное действие»-(мини-спектакль) под руководством взрослых (можно посадить кукол, мягкие игрушки на стулья в качестве зрителей). Цель блока - речевое закрепление произведения и приобщения к театральному искусству.
Все три блока чередуются друг за другом еженедельно, после вводной части (которая, как правило, все три недели неизменна, для лучшего запоминания), т.е. только один блок, а не все три используются на одном занятии.
Основная часть, по времени длится - 10 минут, не больше.
3. Заключительная часть занятия - максимум на 3 - 5 минут, направлена на развитие двигательной активности ребенка. Это может быть подвижная игра (и чаще всего это именно подвижная игра) или произвольный танец с игрушками, которые выступали в спектакле. И игра, и пляска проводятся под музыкальное сопровождение (на некоторые занятия приглашаются музыкальный руководитель, или используются фонограммы мелодий для малышей).
Часто между тремя частями занятия используется музыкальная пауза, цель которых переключить внимание детей с одной деятельности на другую, создание приятного настроения и положительных эмоций, активного отдыха и расслабления. Дети по музыку выполняют произвольные движения, и здесь нет никаких ограничений. Взрослые тоже танцуют с детьми; Показывая личный пример как двигаться под музыку.
Виды занятий с малышами: игровые, тематические, сюжетные, бессюжетные (знакомство с техникой массажа, пальчиковыми играми и упражнениями).
Кроме занятий по развитию речи и пальчиковой гимнастикой с детьми раннего возраста планировались игровые занятия. Такие занятия должны были проводиться в спортивном зале психологом и инструктором по физическому воспитанию. Цель инструктора по физическому воспитанию - развивать основные виды движений (бег, ходьба, прыжки). Цель педагога-психолога - в подобной деятельности - развитие познавательных психических процессов, в основном воображения, двигательной памяти, мышления через активное подражание животным, растениям, птицам, рыбам и т.п., передача характерных движений, повадок животных, птиц, и т,д.
Таким образом, работая с детьми раннего возраста в сотрудничестве с воспитателем работают педагог-психолог, музыкальный руководитель , инструктор по физическому воспитанию. К нашей работе постепенно подключаются и родители (просветительская работа по поводу важности развития моторики руки).
Виды работы с малышами; театрализованные игры и представления, пальчиковая гимнастика, само массаж ( массаж); спортивные игровые занятия (подвижные игры в образе); игры и упражнения с предметами (лепка, конструирование, рисование). (см. Приложения).
3. Контрольный эксперимент.
В процессе проведения экспериментальных занятий отмечалось постепенное нарастание у детей речевой активности. Это происходило по мере развития у них различных способностей, формирования положительного эмоционального отношения и интереса к содержанию занятий.
За время проведения занятий по тренировке пальцев рук, с большинством детей произошли позитивные изменения в развитии навыков по самообслуживанию, по развитию общих движений, в сенсорном развитии, в игре.
Контрольный эксперимент по определению уровня развития речи детей 3-го года жизни показал некоторый рост в развитии речи на более высокий уровень.
( см. Таблицу №3).
Таблица №3 | ||||||
Количественная обработка контрольного эксперимента. | ||||||
№ | Имя ребенка | КВ | ВПР | Уровни развития | ||
I. Высокий | II. Норм. | III. Слабый | ||||
1 | Аня Б. | 27 | 24 |
| 89 (б) |
|
2 | Миша З. | 27 | 24 |
| 89 (б) |
|
3 | Лена Р. | 28 | 30 |
| 107 (б) |
|
4 | Костя Ш. | 28 | 30 |
| 107 (б) |
|
5 | Катя М. | 30 | 36 | 120 (б) |
|
|
6 | Маша К. | 30 | 30 | 100 (б) |
|
|
7 | Максим Г. | 30 | 24 |
|
| 80 (б) |
8 | Андрей П. | 31 | 36 | 116 (б) |
|
|
Сводная | ||||||
Уровни развития | Количество детей | % соотношение от общего числа обследуемых детей (8) | ||||
I. Высокий | 3 | 37,5 | ||||
II. Нормальный | 4 | 50 | ||||
III. Слабый | 1 | 12,5 |
Качественный анализ формирующего эксперимента:
Наблюдение за Мишей З. (календарный возраст 27 месяцев)
Адаптация ребенка прошла в легкой форме. Миша активно откликался на встречи, взрослый стал для него безопасным. Мальчик стал проявлять интерес не только к взрослому, но и к детям. В процессе пальчиковых игр, активно подключался к ним, часто проявлял словотворчество в речи - переставляя слоги в словах (н-р, пароход - пахород; колокольчик - коколочик); с удовольствием повторял за взрослым и слова, и движения. При общении Миша пользуется в основном трехсловными предложениями, появляются вопросы: "А где?,А что?"
С детьми мальчик общается только на занятии, в свободной деятельности предпочитает играть один, не используя пока еще материал занятий. Но с приходом бабушки, ребенок с интересом пытается самостоятельно показать какие-либо движения пальцами и обозначить их словом.
Анализ данных контрольного эксперимента показал, что реальный уровень развития речи Миши находится на 24 месяце, что соответствует II, нормальному уровню. Проведение обучающего эксперимента позволило наблюдать положительный качественный скачок в развитии ребенка со слабого уровня на нормальный уровень.
Наблюдение за Катей М. (календарный возраст 30 месяцев)
В процессе обучающего эксперимента девочка охотно и активно вступала в общение со взрослыми. Если вначале Катя повторяла за взрослым только движения, то постепенно стала повторять слова и звукоподражания. После разучивания игр на занятии девочка использовала их и в свободной деятельности, сопровождая речью игровые действия и внося творчество (н-р, изображая колокольчик в виде "щепотки" и произнося "Дзинь-дзинь, пора вставать", - таким образом будила куклу; или изображая бабушку в очках и рассматривая книжки, приговаривала: "Бабушка очки надела и все книжки разглядела".
В поведении Кати стали чаще проявляться:
- инициативность, которая проявлялась и в заинтересованности к занятиям, и в вопросах к взрослым и детям, и в своих просьбах;
- креативность в использовании способов решения коммуникативных задач (очень выразительно использовала жесты и мимику в процессе пальчиковых игр и в свободном общении .
Девочка может свободно рассказать на интересующую её тему, используя в речи сложные, грамматически правильно оформленные предложения. Стала более раскрепощенной по отношению к сверстникам, демонстрируя свои умения другим детям, а также предлагая другим детям свою помощь ( в постановке пальчиков).
Анализ данных контрольного эксперимента показал, что реальный уровень развития речи Кати находится на 36 месяце, что соответсвует I высокому уровню. Таким образом, в результате обучающего эксперимента наблюдались позитивные изменения не только в развитии речи, но и в общем нервно - психическом развитии девочки. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов показал позитивную динамику: с нормального уровня развития речи на высокий
Выводы:
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента позволил выявить следующие результаты (см. Таблицу №4):
Таблица №4 | |||||||||
Динамика продвижения детей раннего возраста в развитии речи. | |||||||||
Ряд1 - констатирующий эксперимент | |||||||||
Ряд2 - контрольный эксперимент |
1. В результате проведения формирующего эксперимента у большинства детей произошел "скачок" в развитии речи трое детей (37,5%) поднялись с уровня нормального развития на уровень высокого развития, а два ребенка ( 25% ) поднялись со слабого уровня на нормальный уровень развития, к сожалению, один ребенок остался на слабом уровне развития, но его отставание в развитии речи связано с неблагополучной языковой средой в семье, а также в виду частых его пропусков в посещении Д/с.
2. Кроме всего прочего, мед. персонал Д/с отметил снижение заболеваемости в данной группе по сравнению с прошлым (2001 -2002 уч.г.) на 22%, т.е. укрепилось здоровье детей, дети получают полноценное развитие в физическом воспитании.
3. Была отмечена положительная динамика в межличностном общении между детьми, дети стали более коммуникабельными, доброжелательны друг к другу.
4. Дети стали более эмоционально отзывчивы к эстетической стороне окружающей действительности (музыка, театр, русский фольклор).
4. Рекомендации.
Еще одним направлением работы по тренировке пальцев, «зоной ближайшего развития» дальнейшей деятельности по развитию мелкой моторики руки ребенка, может быть - привлечение к подобной практике других воспитателей и детей дошкольных групп нашего детского сада, поэтому добавочными задачами, кроме выше перечисленных, будут следующие возможности:
- Подготовить руку к рисованию, к письму; что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу.
- Предотвратить появление так называемого «писчего спазма»- частой беды начинающих школьников.
Для реализации задач по развитию речи детей с помощью пальчиковой гимнастики следует обеспечивать реализацию благоприятных для этого условий:
1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие - доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3. Высокая культура речи взрослых.
4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.
7. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушки, книги, картинки и др.
Кроме знакомого всем пособия сотрудника Областной клинической больницы, логопеда, В.В.Цвынтарного "Играем пальчиками и развиваем речь" (27), хочется порекомендовать для работы с детьми дошкольного возраста методику предложенную А.Л.Сиротюк ( "Коррекция развития интеллекта дошкольника" (23)). Данная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д.
В книге "Расскажи стихи руками" (по мотивам английского фольклора, в переводе Вадима Егорова (20)) представлены игры в стихотворной форме, которые сопровождаются выразительными движениями пальцами, руками, а иногда и всем телом. Такая книжка - игра активно развивает у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь, одним словом, обогащает внутренний мир детей.
Интересные и разнообразные игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка представлены в пособии А.Е.Белой "Пальчиковые игры для развития речи дошкольников" (2). Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками и др. Описания игр даны в стихотворной форме, помогают ребенку при подготовке к школе.
Необходимо давать детям возможность самостоятельно обследовать предметы, игрушки, принесенные для организации игр и занятий. В процессе разыгрывания небольших сценок с игрушками воспитателю необходимо привлекать детей к инсценированию, подговариванию слов, звукоподражанию, изображению движений персонажей.
Основные преобразования в содержании и структуре речи ребенка происходят в процессе его инициативных высказываний. Поэтому не надо пытаться излишне регламентировать его речевое поведение, добиваться дисциплины. Пусть ребенок свободно высказывается по собственному побуждению, хотя это и может создавать видимость беспорядка.
Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нормальное явление, если взрослые с первых месяцев жизни ребенка "занимаются" с ним, общаются.
Родителей должно насторожить если малыш к 3-м годам почти не говорит или говорит мало, употребляет лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи и чтобы помочь ребенку, необходимо выяснить причины. Специалисты выделяют три основные: заболевание ушей и носоглотки, а также другие тяжелые заболевания; органические поражения центральной нервной системы; недостатки воспитания, когда ребенок растет "запущенным", ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.
В первых двух случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу, чтобы своевременно начать соответствующее лечение. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.
Не все родители, к сожалению, в достаточной мере понимают простую истину, что общение с ребенком является или, во всяком случае, должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний, но и большой радостью.
В работе с детьми по развитию речи в условиях семьи, мы порекомендовали родителям:
- как можно чаще читать детям сказки, потешки, стихи;
- с уважением относиться к детским вопросам и давать на них понятные, краткие, ясные ответы;
-побуждать малыша отвечать на вопросы, заданные ему родителями;
- вести с ребенком непринужденный, ласковый разговор обо всем, что его интересует, для развития его ума, речи, его чувств, его нравственности - всей его личности;
- в каждой совместной деятельности стараться предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение;
-организуя какую - либо деятельность ребенка, следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками;
- обращать внимание на совершаемые ребенком во время прослушивания (сказки, потешки, пластинки и др.) мелкие движения руки, активно использовать пальчиковые игры и упражнения.
III Выводы.
Анализ проведенной работы, все полученные результаты констатирующего и обучающего экспериментов, позволили сделать следующие выводы:
- Уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
-Бесспорно ведущая роль взрослого в процессе активного общения между взрослым и ребенком. Только при условии, что действия ребенка сопровождаются объяснениями и показом взрослого, усиливается восприятие обучающего воздействия, что ведет к интенсивному "скачку "в развитии личности ребенка, в том числе и речи.
- Для всестороннего развития личности ребенка, кроме двигательной активности, требуются яркие эмоциональные впечатления, переживания. Поэтому, чем выше уровень развития ощущений и восприятия у детей, тем больше возможностей овладения познавательной деятельностью (а, следовательно, и речью) и шире познание окружающей действительности. Поэтому, обогащая чувственную эмоциональную сферу ребенка новыми формами воздействия, например, музыкой, театрализованными представлениями, фольклором, можно получить богатый материал, для разнообразных переживаний, познавательной активности ребенка, его речи и мышления.
- Интенсивная тренировка и массаж пальцев рук ребенка способствует укреплению организма, совершенствованию его физического и нервно - психического здоровья, а также, устойчивости положительных эмоций. Поэтому чем раньше начать работу по тренировке пальцев рук, тем лучше результат.
- Тренируя пальчики, малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.
- Считаем, что система разработанных занятий поможет не только "правшам", но и "левшам". Последним особенно, ведь окружают их в основном праворукие. Поэтому мир вещей вокруг них меньше приспособлен к их привычкам.
IV. Список литературы
1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка - Пресс, 200 - 144с.
2. Белая А.Е., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002. - 46.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1978. - №4.
4. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О.Смирновой, Н.Н.Авдеевой, Л.Н.Галигузовой. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 158.
5. Воспитание детей раннего возраста. Методическое пособие к программе "Кроха" / Под ред. Г.Г.Григорьевой. - Н.Новгород, 1997.
6. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М.Ляминой. - М.,1981.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - М., 1984. - Т.4.
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет.: Пособие
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.,1979
10. Кроха: Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. - 2-е изд., перераб. и доп. - Н.Новгород: Нижегородский Гуманитарный центр, 1998. - 426с.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е - М.: МГУ, 1981. - 584.
13. Луговая Л. Этот удивительный ранний возраст. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №2
12. Луговая Л. Роль взрослого в воспитании малыша. // Дошкольное воспитание. - 1991. №3
14. Мухина В.С. Детск4ая психология: Учебник для пед. ин-тов /Под ред. Л.А.Венгера. - 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Просвещение, 19885. - 272.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - -М.: Роспедагентство,1996.
16. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. / Сост. Н.А.Ноткина, л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович. - СПб.: "Акциндент", 1999. - 32.
17 Павлова А.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: - М.: Мозаика- Синтез, - 2000.
18. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В. Зворыгина и др. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -336.
19. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - МС.: Просвещение, 1986. - 144.
20. Расскажи стихи руками. // По мотивам английского фольклора. Вольный перевод В.Егорова. - М.: А/О "Совер", 1992.
21. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг" - СПб., 1998.
22. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. - м., 1999.
23. Сиротюк А.а. Коррекция развития интеллекта дошекольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 48.
24. Умственное воспитание детей раннего возраста. Под ред. е.И.Радиной. - М.: Просвещение,1968. - 239.
25. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста. / Современные проблемы воспитания и развития детей раннего возраста. - Н.Новгород, 1992.
26. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 1998. -255.
27. Цвынтарный В.в. играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 1996.
28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Д.И.Фельдшейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста...
Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...
Статья. Тема: "Использование пальчиковых игр для развития детей раннего возраста".В данной статье рассмотрена роль пальчиковых игр
В данной статье рассмотрена роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста....
Консультация для родителей " Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей дошкольного возраста"
материал для родителей. Картотека пальчиковых игр....