Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
проект (младшая группа)
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_palchikovye_igry.docx | 134.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок»» Малышевского городского округа
Проект
"Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
возрастная категория детей 3-4 года
Разработчики: Андрющенко О.С.
Щербакова О.А.
Актуальность.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.
Задачи:
· Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
· Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
· Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
· Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
· Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
· Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
·Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
· Обеспечивать эмоциональное благополучие.
· Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
· Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
· Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
· Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
· Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
· Развивать творчество и креативность участников проекта.
· Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Продолжительность проекта: долгосрочный - 3 месяца (сентябрь-октябрь-ноябрь)
Тематика проекта: познавательно-игровая.
Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, экспериментально-игровая, чтение художественной литературы.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Вид проекта: групповой, фронтальный.
Этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Литература:
А.Е. Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ Астрель: Профиздат,2007.
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.
М. Султанова «Весёлые задания для детей 3 лет», О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.
О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ Астрель 2003
С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.
Предметно - развивающая среда в группе по развитию мелкой моторики
- мячи (колючие, рифленые, плюшевые,);
- пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; ;
- веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щетки для волос коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
- клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
- моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей;
- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
- мелкая мозаика;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- изготовлены информационные стенды для родителей.
- Бумага разной фактуры.
- Ленты, банты. шнуровки.
- Крупы.
- Клубочки ниток.
- Счетные палочки.
Изучив опыты работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому в составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:
- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
- Игры на координацию движений.
- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Ожидаемый результат:
Я надеюсь, что систематическая работа в данном направлении, позволит достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствуется их умение действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшиться память и речь.
Результативность:
Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:
- Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
- Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
- Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературных источников
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
- Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
- Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Консультация для родителей
Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Одним из средств развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка является развивающий массаж.
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.
При его систематическом проведении улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.
Плантарный массаж (индийский) – массаж стоп
Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.
Техника плантарного массажа
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.
Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).
Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.
Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин
Показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Такой несложный, не имеющий противопоказаний массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
Пример аурикулярного массажа (целенаправленное влияние на зоны внимания)
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
1 - противокозелок;
2 - треугольная ямка;
3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;
4 - самая глубокая часть раковины (воронка).
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять – Дорожка идет,
Будем с вами мы играть. По этой дорожке
Есть у ушка бугорок Наш пальчик пройдет.
Под названьем «козелок». Чтоб гладкой была…
Напротив ушко мы помнем И дальше продолжилась
И опять считать начнем. Наша игра.
Раз, два, три, четыре, пять – Снизу в ушке ямка есть,
Продолжаем мы играть. Нужно ямку растереть
Сверху в ушке ямка есть, Раз, два, три, четыре, пять -.
Нужно ямку растереть. Продолжаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять – Ушкам отдыхать пора.
Продолжаем мы играть. Вот и кончилась игра.
Из ушка к верхушке Поглаживание ушных раковин.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Литература:
А.Е. Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ Астрель: Профиздат,2007.
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.
М. Султанова «Весёлые задания для детей 3 лет», О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.
О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ Астрель 2003
С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.
..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста...
Проект «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук...
Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"
Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников...
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...
Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б.Эльконин, надо рассматривать "не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями"....
Консультация для родителей " Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей дошкольного возраста"
материал для родителей. Картотека пальчиковых игр....