Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста." | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста.
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности трудолюбия, доброты, дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др.. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Фольклор формирует у ребёнка чувства принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа.
Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Через народное творчество ребёнок может развиваться, может проявлять свои умения, показать себя в играх.
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.
Устное народное творчество - это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.
Произведения навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребёнок учится говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственного детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и так далее. В этом возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. В играх развивается инициатива , ораторские способности, находчивость.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только малыша, но и взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющие звуки, вызывают у него реакцию на художественные произведение. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приёмы, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Возраст трёх – четырёх лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речь.
Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Игра для малышей – желанный и незаменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребёнок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазию, желания, чувства.
На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, закличек, стихов.
Ребёнок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, выразительном проговаривании текста.
Прежде всего, между взрослым и ребёнком должны быть доверительные отношения.
Колыбельная песня даёт ребёнку покой и тепло, убаюкивает его, и он засыпает. Колыбельная – это первая встреча со звуками родного языка. Как много в колыбельных песнях добрых, ласковых слов, обращенных к ребёнку.
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.
Наши верные помощники на пути развития и воспитания малыша – пестушки, удивительные и поразительный жанр детского фольклора.
Пестушки – это коротенькие песенки, название которых произошло «пестовать», что значит – носить на руках, растить, ухаживать, воспитывать ребёнка.
Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразие построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент.
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.
Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально – мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность в игре, раскрывали её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе.
Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающие речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые завлекали и потешали детей.
Прибаутка признана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребёнка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.
Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию, считалки, жеребьёвые с говорки, игры – игровую и т. д., что позволяет их объединить их по функциональному признаку и выделить: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор. Но в детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, детские песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функции (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативной – речевой ( дразнилки, прозвища). Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта относятся к бытовому фольклору.
Сказка особенно побуждает активность ребёнка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: её композиция, яркое противостояние добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык , динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы-всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Сказки- своего рода нравственный кодекс народа, их герои –это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятия бытия- удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.
Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора.
Сказки, песенки, потешки- незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говор прибауток, потешек называют радость не только у малыша, но и у взрослого.
Потешки, приговорки- первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет побуждать к познавательной деятельности.
Детский фольклор в игре незаметно учит речи, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание, задумываться над способами, правилами создания слов, над грамматическим строем речи.
Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировоззрение, отзывчивость, служит прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми .Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
фольклер часть1...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста, часть 2
фольклер, часть2...
Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения ...
План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".
Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...
План работы РМО воспитателей ранних групп Пушкинского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Тема: «Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей раннего возраста"
laquo;Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей раннего возраста"...
Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
К особенностям эмоционального развития детей раннего возраста относятся:- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, ...