Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Вяткина Лариса Георгиевна

Познакомить с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; узнать историю и предпосылки формирования Реджио-подхода;уточнить и закрепить представления о методах и приемах реализации проектной деятельности детей; освоить приемы создания приглашений (провокаций) для вовлечения детей в познавательную деятельность; поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_redzhio.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Цель: познакомить с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; узнать историю и предпосылки формирования Реджио-подхода;

Задачи: уточнить и закрепить представления о методах и приемах реализации проектной деятельности детей; освоить приемы создания приглашений (провокаций) для вовлечения детей в познавательную деятельность; поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Ход семинара.

  1. Вступление. Теоретическая часть.

 «Малыш – творец самого себя. Если оставить его в покое,

дать ему свободу созерцать, слушать, а затем воплощать,

то мы увидим, что он способен выражать себя на 100 языках»

Л. Малагуцци.

Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. В 1991 году Реджио-педагогика была признана лучшим педагогическим подходом для детских дошкольных учреждений. Основу данного метода составляют следующие принципы:

•        уважительное отношение к ребенку;

•        ребенок активно управляет своим развитием, выбирая, что ему интересно;

•        ребенка нельзя ограничивать в движении в процессе познания мира;

•        ребенку должен быть предоставлен выбор способов и путей самовыражения.

Особенности Реджио-педагогики

Ребенок может представлять свои идеи и мысли разными способами. Это подход выражает стихотворение Лориса Малагуцци «У ребенка сто языков»

Ребёнок состоит из сотни.

У ребёнка сто языков,

сто рук, сто мыслей,

сто способов думать,

играть и говорить.

Сто, всегда сто способов

слушать, восхищаться, любить.

Сто радостных чувств,

чтобы петь и понимать,

сто миров, чтобы совершать открытия,

сто миров, чтобы делать изобретения,

сто миров, чтобы мечтать.

У ребёнка сто (и ещё сто, сто, сто) языков,

но у него крадут девяносто девять из них.

Школа и культура отделяют голову от тела.

Они учат думать без рук,

делать без головы,

слушать молча,

понимать без радости,

а любить и восторгаться

только на Пасху и Рождество.

Они учат открывать уже существующий мир,

а девяносто девять из ста миров крадут.

Они учат:

игра и труд,

реальность и фантазия,

наука и воображение,

небо и земля,

разум и мечты —

вещи, несовместимые друг с другом.

В общем, учат,

что нет никакой сотни.

Ребёнок говорит:

сотня здесь.

Блиц опрос. Перечислите способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства?

движение;

рисунок;

конструирование;

лепка;

театральные постановки;

театр теней;

создание коллажей;

музыка.

Педагог – это помощник.

Реджио-педагогика призывает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования. Педагог относится к детям с вниманием и уважением, создает ситуации, в которых ребенок учится задавать вопросы, при этом взрослый не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать. Педагог и ребенок – партнеры, которые взаимодействуют на равных. Педагог поощряет исследование различных тем, помогает в работе над детскими проектами, поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

В основе подхода — проектная деятельность, которая стала популярна во всем мире не только для образовательной деятельности, но и для успешного решения рабочих задач во многих компаниях. Проекты в детском саду – это самостоятельная деятельность детей под наставничеством взрослых. Участие в проекте позволяет малышам проявить свои способности. В ходе работы ребёнок учится планировать свои действия, контролировать процесс выполнения задач, а также учится прогнозировать результат своей деятельности. Важный элемент реджо-педагогики при работе над проектом - документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Через документирование происходящего, процесс обретает структуру, а дети - признание, отзыв и повод вспомнить самих себя.

 «Документация» ― это фиксирование процесса обучения, всего, что происходит на занятиях. Это могу быть наблюдения взрослых по поводу детских исследований, организации их взаимодействия, хода работы; детские комментарии, которые хранятся в виде аудиофайлов, где дети делятся своими мыслями, рассказывают о ходе работы; результаты детской работы в виде поделок и рисунков, так же это могут быть фотографии и видео.

«Документация» позволяет увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, отслеживая динамику личностных достижений ребенка и анализируя собранный материал. Дети же видят, что взрослые прислушиваются к ним и, в свою очередь, серьезно относятся к их словам и поступкам. 

Педагогика Реджио Эмилия не предполагает привычного тематического планирования на год или несколько месяцев вперёд. Самые важные цели, которые ставят перед собой взрослые, это цели воспитательные: какого ребёнка я хочу вырастить?

Конечно, есть и перечень того, чему понадобится научить детей (читать, писать, считать), но всё это включается в его жизнь постепенно, осмысленно, в подходящие моменты и не является в планировании отправной точкой.

Практическая часть.

Раздаётся воспитателям памятка и предлагаем создать свой маленький проект с предметами (камни, ракушки, песок, ткань)

Памятка. Как может выглядеть планирование в Реджио-педагогике?

Шаг 1. Этап сбора информации и поиска идей

Стремимся быть с детьми, слушать их вопросы, размышления. Как узнать, какие вопросы интересуют вашего ребёнка?

  • Это может быть прямой вопрос: «Мама, почему моя тень ко мне приделана?»
  • Это может быть наблюдение: «Мам, посмотри на мою тень, когда я машу руками!»
  • Вы можете заметить, как ребёнок целенаправленно повторяет какое-то действие, например, играет с тенью.

Собираем детские работы, записываем все вопросы, мысли, идеи, темы бесед — удобно делать это на клейких листочках. Это ваш ключ!

Шаг 2. Сортировка

Пробуем найти логику, параллели, повторения в наблюдениях и записях. Какие-то общие, повторяющиеся или самые яркие темы, самые свежие запросы. Записать идеи.

Шаг 3. Сотрудничество с другими взрослыми

Обсуждаем темы и идеи с другими мамами или коллегами, потихоньку начинаем собирать информацию (названия книг, идеи провокаций, проектов, экскурсий).

Шаг 4. Обсуждение с детьми

Определившись с интересующей ребёнка темой, уточните, что он уже о ней знает, и запишите его мысли.

  • Вы можете провести мозговой штурм вместе с ним — обсудить всё, что ему уже известно и нарисовать mind map, ментальную карту
  • Если ребёнок маленький, вы сможете определить, что ему уже известно, из его рисунков и игр

Шаг 5. Выбор направления

Именно здесь мы планируем наши проекты! Собираем и готовим материалы, варианты совместных занятий. Каждую тему можно исследовать миллионом способов, но очень важно, чтобы эти способы нравились ребёнку и привлекали его.

Что восхищает и вдохновляет вашего ребёнка?

  • Может быть, наблюдение за живыми существами или миром природы? Если объект исследования можно увидеть недалеко от дома или где-то на природе, то для начала организуйте совместную поездку или прогулку для знакомства с ним. Возьмите с собой блокнот и карандаш для зарисовок и записей, лупу, бинокль, сумку для находок. Внимательно слушайте комментарии вашего ребёнка и наблюдайте за ним, это вам поможет в дальнейшем исследовании темы!
  • Сенсорные игры (тематические сенсорные коробки , рисование пальцами, лепка)?
  • Исследование какого-то вида творчества (например, возможностей живописи или работы с глиной)? Вам могут пригодиться уголь, глина, обычная и масляная пастель, акварель, акварельные карандаши, цветные карандаши, тонкие маркеры, гуашь или акрил.
  • Рисование с натуры?
  • Изучение новых материалов, объектов и предметов (камни, ракушки, магниты)? Есть множество материалов для творчества,которые можно использовать: это природные богатства (всегда отличное поле для исследования!), мелочи, развивающие креативность — их можно использовать миллионом способов. Все для моделирования, для создания шаблонов и повторяющихся узоров. «Открытые» игрушки: кубики, фигурки животных, куклы, все для переодевания, музыка, книги (non-fiction — атласы, научной популярная литература, энциклопедии, справочники, словари), настоящие музыкальные инструменты.

Создаём приглашение к исследованию и игре (провокацию)

Для этого нужно разложить подготовленные и выбранные вами предметы и материалы в доступном для ребёнка месте.

  • Постарайтесь включить в ваше приглашение к игре простые, натуральные и природные материалы вместо пластика (плетеные корзинки, деревянные миски и ящики, стеклянные вазы, вода, растения и цветы, шишки, семена, листья и веточки)
  • Оцените внешний вид и расположение частей — нравится ли вам композиция? Хочется ли вам самим поиграть? Все ли материалы в зоне видимости, удобно ли их брать? Возникают ли у вас идеи насчёт того, как все это можно использовать?
  • Ограничьте рабочую поверхность. Ребёнку проще работать на небольшой площади, и вы можете её создать с помощью подноса, подложки или ящика. Это также может быть текстильная салфетка, кухонная клеёнка для работы с пластилином или глиной, зеркало, мольберт для рисования с натуры…
  • Попробуйте добавить в свою композицию зеркало! Может быть, взгляд на объект в другой перспективе обогатит исследование и игру?

Шаг 6. «Документация» и обогащение содержания

В процессе документации мы фиксируем ход продвижения проекта и находим новые идеи для исследования и творческого выражения. Проект в Реджио-педагогике — не просто «форма организации обучения», это история отношений с какой-то темой, явлением, предметом, материалом… Важно отмечать идеи ребёнка, их отличие от того, что он говорил раньше, ход его мыслей. Чаще всего дети идут гораздо глубже, чем мы могли себе предположить!

Шаг 7. Размышление, подведение итогов

Если рассматривать проект как историю отношений (с окружающим миром, другими людьми, собой и своими возможностями), то подведение итогов подразумевает размышление о том, как изменились эти отношения. Стали ли они глубже? Какие новые идеи появились у ребёнка? Что он заметил, что стало важным? Чему научился ребёнок? Нашёл ли он ответ на свои вопросы? Сможем ли мы потом вернуться к тому, что делали (есть ли «документация»)? Что осталось «за кадром» и почему? В каком направлении хочется двигаться дальше? Возвращаемся к Шагу 1.

  Заключительная часть.

Системный подход в рамках реджио-педагогики касается всех областей развития ребенка. Детям предоставляется свобода выбора, поддерживается их инициатива, учитываются желания. В этом уникальность методики. Она оказывает колоссальное влияние на развитие маленькой личности. Еще в дошкольном возрасте дети учатся важным вещам: умению действовать в команде, слушать и уважать точки зрения других, формулировать мысли и высказываться, критическому мышлению и многому другому. Все это навыки эффективного человека 21 века. Логично предположить, что реджио-подход для современных детей пока единственно верный и перспективный.

В завершении нашего семинара я Вам предлагаю оценить нашу совместную работу и оставить свою оценку данному мероприятию. Я приготовила для «дерево желаний», где вы можете оставить свои пожелания для развития «Реджио-педагогики» в нашем детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»

Цели:доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности о...

Консультация для педагогов «ECERS-R в оценке качества российского дошкольного образования: валидность, надежность, достоверность»

В консультации описаны шкалы оценки качества образования ECERS-R, адаптированные для российских детских садов. Рассмотрены все преимущества пименения в работе воспитателей, руководителей и замест...

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»...

Круглый стол «Лучшие практики дошкольного образования: перспективы развития». Выступление «Информатизация дошкольного образования: опыт, практика, перспективы» 15.11.2022 г.

Все мы знаем, что национальный проект «Образование» предусматривает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступно...

Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Познакомить педагогов с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; рассказать о истории и предпосылках формирования Реджио-подхода....