Игры на развитие словообразования у дошкольников
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры на развитие словообразования у дошкольников
Младший возраст
«Скажи наоборот»
Цель игры: формировать умение подбирать однокоренные слова и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением) .
Материал: кукла Чиполлино.
Ход игры: Чиполлино пришел в садик. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать. Но вдруг он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» - слова с противоположным значением.
Дети поможем Чиполлино?
Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино придумывайте к ним слова «наоборот», т.е. слова с противоположным значением:
Входить – выходить, вбегать – выбегать, прибегать – убегать, привозить – увозить, прилетать – улетать, приходить – уходить, подплывать – отплывать, закрывать – открывать, вставать – ложиться, говорить – молчать, мириться – ссориться, надевать – снимать, одевать- раздевать, кричать – молчать, нагревать – охлаждать, смеяться – плакать, хвалить – ругать, улыбаться – хмуриться.
«Подбери посуду для куклы»
Цель игры: закрепить название разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (название предметов посуды) .
Материал: куклы (повар, няня и девочка), игрушечная посуда – кухонная, столовая, чайная .
Ход игры: Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Далее дети отбирают посуду и относят ее повару, няне и девочке.
Средний возраст
«Где солнечный зайчик?»
Цель игры: закрепить названия предметов, развивать ориентировку в пространстве.
Материал: маленькое зеркальце.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу зеркальце и показывает, как солнечные зайчики могут «бегать» по комнате. Начинает игру стихотворением:
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей,
Вот он, светленький кружок.
Вот, вот, вот – правей, правей,
Убежал на потолок.
Дети следят за движением зайчика и называют те предметы, на которых он останавливается (вещи, которые постоянно находятся в групповой комнате и специально принесенные), а также их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади и т.д.)
« Поможем куклам разобрать картинки»
Цель игры: закрепление наименований предметов, развивать умения классифицировать их по обобщающим словам: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.
Материал: две куклы, коробка с набором картинок по числу детей.
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол выходят все дети, у кого на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.
Старший возраст
«Охотник»
Цель игры: развивать у детей умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб и т.д.
Ход игры: Где-нибудь в одном конце площадки стоит группа играющих.Это дом. На растоянии нескольких шагов от дома проведена черта – это лес. Там водятся разные звери, птицы. А в лесном озере плавает много рыбы. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…». Здесь он делает шаг вперед и говорит : «…зайцем», делает второй шаг: «…медведем», делает третий шаг: «…волком» и т.д. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя и называть птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц. По аналогии рыб.
Победителем считается тот, кто дошел до леса. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий.
«Запрещенные слова»
Цель игры: развивать умение у детей произвольно и осознанно выбирать подходящие слова .
Материал: фишки.
Ход игры: детям предлагается ответить на вопросы воспитателя предложением, не употребляя «запрещенные слова» (самые часто используемые). За каждое правильно придуманное предложение без «запрещенных слов» ребенок получает фишку. Выигрывает тот , у кого больше всех окажется фишек.
1.Что делает котенок? (запрещенные слова: котенок, играет).
2.Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковка).
3.Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая).
4.Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает).
5.Какая зима? (запрещенные слова: зима, холодная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для дистанционного обучения. Играем с мамой." Игры для развития связной речи дошкольников 4-6 лет"
Материал для дистанционного обучения....
Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.
Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...
Статья "Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников"
В этой статье подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников....
Дидактическая игра по развитию словообразования у дошкольников: "Где живут продукты"
Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников, мы обращаем внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, име...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВАННЫХ СТРОК
Аннотация: в данной статье отражено исследование состояния сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием. О...
Игры на развитие словообразования для старших дошкольников
Игры на развитие словообразования для старших дошкольниковОвладение способами словообразования — один из главных показателей нормального речевого развития. Словообразованиерассматриваю...
Игры в развитии словообразования у детей
Комплекс игр на развитие основных способов словообразования, используемых в дошкольном возрасте. Цель игр: учить понимать разные формы словообразования....