Игры на развитие словообразования для старших дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм создания производных слов.
При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования уже полученного им речевого опыта. Умение использовать разные способы словообразования – один из важнейших показателей речевой готовности ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Картотека игр на развитие словообразования
для старших дошкольников.
Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм создания производных слов.
При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования уже полученного им речевого опыта. Умение использовать разные способы словообразования – один из важнейших показателей речевой готовности ребёнка к школе.
При обследовании речи у старших дошкольников отмечается неуверенность в словообразовании. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, детям практически «услышать» словообразования и в последствии, научиться ими пользоваться.
ИМЕНА СУЩЕСТСТВИТЕЛЬНЫЕ
«Ласковые имена»
В одном детском саду дети решили называть друг друга ласково по именам: Юля- Юлечкой, Сережу – Сереженькой. А как назвать других детей? Оля – …., Саша - …, Костя - …, Таня - …., Ира - …, Миша - …, Соня - … .
«Малыши»
Назовите детенышей животных. Волк - …, медведь - …, кошка - …, заяц - …, свинья - …, лиса - …, гусь - … .
«Гномик»
Жил гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, а головка. А как же скажем про другие части тела? Нос - …, уши - …, руки - …, локти - …, лоб - …, глаз - …, щека - …, ноги -…
«Назови ласково»
Гриб – грибочек, чашка – чашечка, стол - …, кресло - …, кровать - … . Образование слов со значением единицы целого. Дождь –дождинка,
бусина-бусинка, пыль-пылинка, роса-росинка, икра-икринка, изюм-изюминка, солома-…, чай-…, песок-…, снег-…, пух-… .
«Назови профессию»
Дети отвечают на вопросы. Кто играет на барабане? Кто ловит рыбу? Кто строит дом? Кто убирает двор? Кто учит детей? Кто продает товары в магазине? Кто водит трактор? «”Мужские” и “женские” профессии» Мужчина –художник, а женщина – художница. Мужчина –писатель, женщина – писательница. Мужчина-продавец, женщина – продавщица. Мужчина – артист, женщина – артистка. Мужчина-пианист, а женщина- пианистка.
«Что для чего?»
К Маше придут гости, а она не знает, во что положить хлеб, салат и т.д. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется? Для супа супница Для соуса – соусница Для сахара - Для конфет - Для чернил - Для мыла – Для салата – салатница Для хлеба - Для пепла –
«Со значением уничижительности»
Голова – головенка Рука- ручонка Корова - Деревня - Глаза-глазенки Книжка - Шуба - Изба - Город – городишко Хвастун – Борода – Мальчик -
«Гости из далеких стран»
В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев. Гость из Японии – японец Гость из Италии - … Гость из Китая - … Гость из Испании - … Гость из Америки - … Гость с Белорусии - …
«Два слова в одном»
Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад)
Когда листья падают? (Листопад)
Когда камни с гор падают? (Камнепад)
Какой прибор сосёт пыль?
Какая машина сок выжимает?
Какая машина кофе варит?
«Придумай слово»
Родились у кошки котята, такие красивые, смышлёные, игривые…
Мы решали, мы гадали, как же гам котят назвать? Давайте подумаем вместе. Этот котенок пушистый. Назовем его Пушок.
Этот котенок белый, как снег. Назовем его …(Снежок). Этот котенок серый, как дым. Назовем его …(Дымок). Этот котенок часто шалит. Назовем его (Шалун). Этот котенок высоко прыгает. Назовем его …(Прыгун). Этот котенок очень маленький. Назовем его …(Малыш). Этот котенок черненький. Назовем его … (Черныш). Дай имя котенку, который много ест, много спит, больно царапается, который рыжий, тихий, хитрый, смелый.
«Как назвать такого человека»
Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают (по образцу). Если человек красивый, его можно назвать красавцем?
Если человек ленивый, назовем его … (Лентяем).
Если человек трусливый, назовем его …(Трусом).
Человека, который часто обманывает, назовем…(Обманщиком).
Человека, который попрошайничает, назовём… (Попрошайкой)
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
«Назови ласково»
Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Зубастый крокодил – зубастенький.
Быстрая обезъянка – …
Соленый огурец – …
Ленивый бегемот – ленивенький.
Страшный рассказ – …
Кислое яблоко – …
Образование качественных прилагательных. «Какой? Какая? Какое?»
По примеру взрослого дети образуют прилагательные. Ум – умный, умная, умное. Длина – длинный, длинная, длинное. Страх - …, разговор-…, загар-…, старость -…, глубина -…, холод - … .
«Придумай название»
В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но еще не имеют названий. Давайте придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города сразу же их запомнили и никогда не путали. По примеру взрослого дети придумывают название улиц. Улицу, на которой находится завод, назовём – Заводская. На которой много цветов – Цветочная. На которой расположена школа - … На которой много берез - … Образование относительных прилагательных.
«Что из чего?»
Взрослый называет существительное, а дети образуют прилагательное. Бумага-бумажный
Виноград – виноградный
Дерево – деревянный
Лимон – лимонный
Стекло - стеклянный
Глина - ….
Резина - …
Мех - …
Гриб - …
«Помоги и мне»
Взрослый называет существительное, а ребенок – прилагательное.
Деревня – деревенский
Село - …
Город - …
Москва - …
Дом - ….
Утро – утренний
Завтра - …
Вечер - …
День - …
Ночь - …
«Чьи хвосты?»
Дети образуют прилагательные по примеру взрослого.
Кошка – кошачий Лиса - … Слон - … Собака - … Медведь - … Мышь - … Лебедь - … Ёж - … Волк - … Гусь - … Овца - …
«Чья вещь?» Дети образуют притяжательные прилагательные по примеру взрлслого. Мама – мамина (сумка) Дядя – дядин (чемодан) Папа - … Тетя - … Бабушка - … Дедушка - … «Назови листья (иголочки)» Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Дуб - дубовый Осина - … Береза - … Рябина - … Ель - … Липа - … Клен - … Тополь - …
«Доскажи словечко»
Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают (говорят последнее слово)
Эта темная юбка, а другая ещё (темнее).
Этот дом высокий, а другой ещё …
Это красное платье, а другое ещё …
Это удобное кресло, а другое ещё …
Ромашка красивая, а роза ещё …
Мама молодая, а дочка ещё …
Сахар сладкий, а мёд ещё …
Диван мягкий, а подушка ещё …
У сестры книжка толстая, а у брата ещё …
У Маши голос громкий, а Пети ещё …
Этот коридор узкий, а другой ещё …
«Назови птичку»
Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (Длиннохвостая)
С желтой грудкой? (Желтогрудая)
С острым клювом? (Остроклювая)
С голубыми глазами? (Голубоглазая)
С красными щеками? (Краснощекая)
ГЛАГОЛ
«Добавляй и говори»
Взрослый показывает детям, что если к слову ехать добавить «у» вначале, то получиться новое слово уехать.
Далее также с приставками в-, вы -, от -, за-, пере-, под-,до-,с-,на-, пере-, при- Затем вместе с детьми он повторяет аналогичные действия со словом лить. Потом дети самостоятельно образуют слова самостоятельно от следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить.
«Два брата»
Взрослый произносит текст, а дети вставляют в него слова по смыслу. Жили были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, А Мямлик ещё только … (встает). «Когда же ты …(встанешь)?» Шустрик оделся, а Мямлик … и т.д. Образование глаголов из других частей речи.
«Образуй слово»
Дети по примеру взрослого образует глаголы. Бег – бежать Твердый - … Большой - … красный – краснеть блестящий - … прыжок - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-181663-1678570172.jpg)
Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников
Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями, преобразовывать и...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-436185-1633370144.jpg)
"Влияние игры на развитие речи старших дошкольников"
Влияние игры на развитие связной речи старших дошкольников, как привлечь детей к игровой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-314775-1382202260.jpg)
Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.
Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549180-1418321109.jpg)
Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников
Статья содержит игровые разработки,пригодные для интеллектуально развивающих занятий дома и в детском саду. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-713018-1448047412.jpg)
Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников. ( по Е. Кудрявцевой)
Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников.(Е. Кудрявцевой)Мы использовали целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря...