НОД "Верхопенье-моя Малая Родина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Людмила Николаевна Цаплюк

занятие для подготовительной группы. Обогощение знаниями детей о родном селе, о народном костюме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_applikatsiya_na_semenar.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Верхопенье - наша малая родина.

Цель: формирование знаний детей о родном селе, о народном костюме.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о родном селе.
  • Формировать у детей понятие «малая родина».
  • Развивать воображение, связную речь, мышление.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
  • Прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Предварительная работа: беседы о родном селе, экскурсии по селу, посещение историко-краеведческого музея, рассматривание фотографий достопримечательностей села, чтение и заучивание стихотворения, пословиц, рисование на тему «Наше село».

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!

       - Дорогие ребята! Задумались ли вы, что означает слово Русь, россияне? Некоторые ученые полагают, что слово «Русь» происходит от слова «русло». Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села – наши предки строили на берегах водоёмов. Иными словами Россия – страна, где много рек, и озёр, а русский –человек, живущий у воды

Великая наша Россия! Правильно раскинулась она на Крайнем Севере до южных морей. Это огромная страна. А как называется столица нашей Родины (Москва)

        Но у каждого из нас есть и своя малая родина – тот уголок земли, где ты родился, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – это небольшой посёлок или село, для других город. А знаете, что означает моя Малая Родина:

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

А как называется место, где вы родились? (Мы живём в селе, которое называется Верхопенье).

       Давайте найдём его на карте. Вот карта мира, где находится Россия? А где столица нашей Родины? А где приблизительно находиться наше село? Подумайте. А почему вы думаете, что именно здесь? (Потому что наше село находиться около 55 км от г. Белгорода)

А теперь давайте вспомним стихотворение о нашей малой Родине

Есть прекрасное село.

И зовётся Верхопенье –

Не велико, не мало.

 Все дороги Черноземья

 Ведут в наше Верхопенье.

И Махно здесь побывал,

И Деникин наступал.

И фашист здесь сапогами землю русскую топтал.

 А какие тут сраженья

Были в центре Верхопенья.

До сих пор с времён войны

Раны старые видны.

Но село наше живёт,

Хорошеет и растёт,

Как красиво здесь зимою…

 Как цветёт оно весною!

        Да действительно какое красивое село Верхопенье, мы с вами много проводили экскурсий по нашему селу, посещали наши достопримечательности. (Рассматривание фото лэпбук «Моё село Верхопенье») Давайте вспомним это наш мемориальный комплекс советским воином 1941-1945, наши односельчане, которые ушли на фронт и треть жителей не вернулись. Отдали свои жизни что бы мы с вами жили, играли, учились. Ещё одна достопримечательность парк отдыха, который расположен в центре села был открыт 2009 году. Следующая достопримечательность — это Храм успенский, который был построен и открыт 28 августа 2005 году. И ещё очень важная достопримечательность, это историко-краеведческий музей, который создан 12 октября 1987 году. Который расположен в доме культуры на втором этаже.

       Ребята а как вы думаете для чего нужен людям музей? (Что бы помнить, как жили наши предки про бабушек, прадедушек). А вам интересно знать, во что они одевались, из чего ели, какие профессии были раньше? Много интересного можно, узнать посетив наш музей. А сегодня к нам в гости пришла гость, не обычная гостья она может нам рассказать, что-то интересное хотите послушать её. (Да). Представьтесь пожалуйста. Меня зовут Елена Викторовна я работаю в доме культуры и хочу Вам рассказать о нашем национальном костюме

Появление сарафана на Белгородчине связано с переселениями русских служилых людей в XVI - XVIII веках и стихийной крестьянской колонизацией из Московской и других центральных губерний в XVIII веке. На территории Белгородчины сарафан распространился сравнительно поздно - в конце XIX века, и получил название «Саян».

Термин "сарафан" первоначально обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI в. этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через олово) или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду. 
Уже с XVI в. сарафан навсегда вытеснил из городской моды поневу и распространился повсеместно, в то числе и в сельской местности.

Сарафанный комплекс составляли: рубаха, сарафан, пояс, завеса (фартук). Сарафан молодой женщины имел некоторые отличия от сарафана пожилой женщины. Девки и молодухи носили сарафан синего, черного реже красного цветов. На груди вставку из кумача украшали в «три, два, одно золото». По количеству «золота» можно было судить, из какой семьи девушка - бедной, богатой, или среднего достатка.

Сарафан пожилой женщины был, как правило, чёрного или тёмно-коричневого цвета. Расшивали его на груди «в одно золото» (одной парчовой узкой полосой) и тёмными лентами.  Грудь вверху и края лямок украшали узкими полосками синего, красного, малинового кашемира; по краю подола - полосками чёрного сатина, красной и синей шерстяной тканью. Детская одежда и покроем, и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Известно, что деревенские мальчики и девочки ходили летом в длинных подпоясанных рубахах из льняного полота.

Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.  

 Праздничные сарафаны были из более дорогих тканей ярких расцветок, их украшали по лямкам, верхнему пояску, по подолу лентами, металлическим кружевом, бархатом, тесьмой и пр.

Его шили из шерстяной ткани - окрашенной в чёрный, иногда тёмно-синий и реже в красный цвет. Особенностью сарафана Ивнянского района были складки — гофре на спине. Грудь сарафана украшалась аппликацией из парчи, лент, бархата, красного штофа, кумача. Край подола украшали самодельной тканой шерстяной тесьмой красного цвета.

 Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма - для праздников, будней или работы. Издревле на Руси в крестьянских хозяйствах изготавливались льняные, шерстяные ткани различного качества. Долгими осенними и зимними вечерами крестьянки  чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. Об этом сложено немало пословиц: "Соха кормит, а веретено одевает", "Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом", "Не ленись прясть, хорошо оденешься".                                

  Женские рубахи
      У холщовых рубах особенно украшаются рукава, которые изготавливаются красными или белыми «палик» .
Наиболее яркие, украшенные вытканными и вышитыми узорами рубахи носили молодые женщины и девушки. Совсем скромно украшались рубахи девочек и старух. Молодые женщины и девушки имели на переднем полотнище своих рубах красные верхние подставки - пельки ("перетканная" или "забранная душа"), в то время как девочки и старухи ходили с белыми пельками, иногда с узкой красной оторочкой. "Перестала красные пельки носить", - говорили о состарившейся женщине. 
белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; черный - символом земли красный - цветом огня, солнца.  В русском крестьянском костюме большое значение имеет искусстве орнаментировки. Слово "орнамент" происходит от латинского слова "ornare" - украшать.

          Орнамент возник из обычного рисунка реально существующих вещей образов.  В древних орнаментах круг, ромб,  олицетворяли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообразная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы, например, молнию". Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканей домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и проч.) играла вышивка.
          Искусные вышивальщицы создавали удивительные по изяществу и красоте узоры, превращая простые бытовые вещи в драгоценные произведения искусства. Орнаменты подбирались мастерицами индивидуально для каждого владельца вещи. Размещался он преимущественно в тех местах, где заканчивалась одежда - по подолу, вороту, манжетам и на плечах. Обилие различных узоров, в одном изделии усиливало его праздничность и нарядность. А сейчас ребята мы предлагаем Вам украсить костюм самим по вашему усмотрению, как Вам нравиться. А теперь я предлагаю Вам сесть за столы. У каждого из Вас есть тарелочка на ней находятся русская красавица, одетая в белую рубашку. Предлагаю одеть её в праздничный сарафан.      (проводиться аппликация)

      Молодцы дети вы очень хорошо справились с заданием. Елена Викторовна хвалит детей, ребята а я пришла не с пустыми руками я подарю Вашим красавицам украшение это бусы их сделали дети из второго класса.  

Год от года растёт наше село, становиться всё краше и краше, строиться новые дома, потому что остаются жить и работать в нашем селе наше молодое поколение. Мы гордимся своим селом, ведь наше село Верхопенье – это частичка нашей Родины.

Я хочу закончить наше путешествие словами:

Очень я люблю село!

Верхопенье моё.

Хоть все страны обойди,

Не найти такого

В Верхопенье родном,

Мы давно семьёй живём.

Даже если будет худо,

Не уедим мы от сюда.

Цвети село моё родное!

Цвети всё краше сотни лет,

Ты на земле одно такое -

Не знай не горести не бед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)

Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...