Словотворчество - важнейшая особенность развития детской речи (конспект доклада)
статья по развитию речи
Статья на тему : "Словотворчество - важнейшая особенность развития детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovotvorchestvo.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Словотворчество – важнейшая особенность детской речи.
Для нас, очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания, но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.
Дима 3 лет 2 месяцев стоит с отцом в зоологическом саду перед вольерой, в которой помещается несколько птиц разных пород, и, показывая то на одну, то на другую, добивается: "Ну, папа, как ее зовут?"
Папа пожимает плечами и молчит. Тогда Дима дергает его за рукав, решительно объясняет: "Та, бошая, называется бабука, а маленькая — кука. Запомнишь?" — и идет дальше, очень довольный, что оставил позади не каких-то неизвестных птиц, а совершенно определенных: куку и бабуку.
Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: "Ты у меня совсем самостоятельная стала". Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная — я и самолежательная и самосидетельная!"
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: “брос” - брошено, “умность” - качество ума, “долгее” - дольше и многие другие.
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей.
1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.
3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.
Как получаются “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста.
Вот примеры, взятые из работы Т. Н. Ушаковой:
"Слова-осколки":
- Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
- Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
- Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
- Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова “чужого” окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т.д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова - снежинка, “сухота” - сухость; “помогание” - помощь, “правдун” - человек, говорящий правду.
Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать - это наши ”взрослыe” обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).
Прибавление к корню "чужого" окончания:
- Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
- Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
- Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
- Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
- Правдун (говорящий правду): "Я — правдун!" (4 года).
- Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).
- Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
- Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь — смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
- ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
- Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
Интересно также посмотреть, как создаются “синтетические слова”. В таких словах, как “ворунишка”, “бананас”, “огромадный”, происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный – громадный.
Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова “чай” и “пить” (получается глагол “чайпить”), “вынь” и “возьми” (“выньми мне занозу”), “все люди”, “всех людей” (всехлюдная), “в самом деле” (всамделишный). В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.
"Синтетические слова":
- ВорунИшка — вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
- Бананас — банан и ананас (3 года 9 месяцев).
- Вкуски — вкусные куски (4 года).
- Бабезьяна — бабушка обезьяны (4 года).
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Таким образом, новое «детское» слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития творческой личности.
Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.
Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода.
В основе детского словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно — только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.
Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь — выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
Познание мира детства - увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности накопления первоначального словарного запаса при нарушенном развитии детской речи
Дизонтогенез детской речи...
Конспект родительского собрания на тему: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста...
«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...
Словотворчество - важнейшая особенность развития детской речи (презентация)
Презентация : "Словотворчество -важнейшая особенность развития детской реч....
СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Изучить вопрос как влияет словотворчество на развитие монологической речи дошкольников...