Особенности накопления первоначального словарного запаса при нарушенном развитии детской речи
статья по логопедии на тему

Дизонтогенез детской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stat_1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ НАКОПЛЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Кулькова Н.М.учитель-логопед МДОУ № 48  г. Тверь

Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфные предложения сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет.

Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи: ма (вместо мама), па (вместо папа), ба (вместо баба) или слово мама относится к отцу и другим лицам.

Независимо от того, начал ли ребенок произносить первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать "без речевых" детей по уровням понимания ими чужой речи. У одних детей уровень понимания речи (т.е. импрессивная речь) включает в себя довольно большой словарный запас и довольно тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что «он все-все понимает, вот только не говорит».

Другие дети с трудом ориентируются в обращенном к ним словесном материале.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Хотя, не исключено, что у отдельных детей (не без помощи родителей) с возрастом вырабатывается сходность повторять за взрослыми отдельные звуки (вплоть до звука «р») при полной неспособности объединить их в самые легкие слова.

Отсутствие многих артикуляционных укладов не останавливает детей репродуцированием слов или их частей (фрагментов). В качестве заместителя чаще всего выбирается тот звук, в котором содержится общий с искомым звуком компонент артикуляционного уклада или несколько общих компонентов. При нарушениях развития речи звук - заместитель и звук замещаемый могут отличаться друг от друга на два и более компонента, т.е. являются артикуляционно далекими, что почти не наблюдается в норме, где замещающие друг друга звуки являются артикуляционно близкими.

Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слова является одним из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой и морфологической структурой слова, например в словах с иноязычными морфами: матаней (милиционер), вешпедник (велосипедист) и т.д.

Первые слова аномальной детской речи можно расклассифицировать следующим образом:

  1. Правильно произносимые: мама, папа, дай, нет и т.п.
  2. Слова - фрагменты т.е. такие, в которых сохраняется только части слова, например мако (молоко), дена (девочка), яба (яблоко), сына (машина) и т.п.
  3. Слова - звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: би-би (машина), мяу (кошка), му (корова), бух (упал) и т.п.
  4. Контурные слова или «абрисы», в которых правильно воспроизводятся просодические компоненты речи - ударение в слове, количество слогов: тититики (кирпичики), папаша (лопата), патина (машина).

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные.

В норме при накоплении в активном лексиконе до 30 словесных единиц ребенок переходит к усвоению первых двухсловных построений. Поэтому нормальное речевое развитие не знает случаев, чтобы при полном отсутствии словесных сочетаний активный лексикон ребенка включал в себя большое количество слов (например, более 100).

Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинального словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, но в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.

Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, т.е. умением, пусть аграмматично и косноязычно объединять слова между собой, следует считать ведущими признаками дизонтогенеза речи на ранних его этапах.

Список использованной литературы

  1. Волкова Л.C. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1991.
  2. Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы//Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.- Л., 1979.
  3. Земцова М.И., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание детей с нарушенным зрением в дошкольных учреждениях М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

КОНСУЛЬТАЦИЯ О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

laquo;Речевые нарушения у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ  О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКАПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ...

Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».

Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале т...

Словотворчество - важнейшая особенность развития детской речи (конспект доклада)

Статья на тему : "Словотворчество - важнейшая особенность развития детской речи....

картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет

картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет...