Статья на тему "Проблемы развития речи у детей".
статья по развитию речи
Почему проблема развития речи является одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
« Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое . Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.
Почему же проблема развития речи является одной из актуальных?
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Причины низкого уровня развития речи:
1. Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдения в группе можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие, непоследовательные, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Дети активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. В основном, это происходит оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, и он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Часто можно наблюдать, что при проведении НОД говорит один педагог.
2. Недостаточная подготовка к занятию.
При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги должны давать детям образцы правильной литературной речи:
- Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет.
Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.
Как помочь ребёнку овладеть правильной речью?
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования охватывает такие направления образования детей, как: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Иначе говоря, образовательные области. Образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Кроме того, полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речевого развития еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.
Речевая компетенция – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:
- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию;
составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.
-Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.
- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
Целевые ориентиры в области речевого развития:
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
-может выражать свои мысли и желания;
-может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
-может выделять звуки в словах;
-у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализуется в разных видах деятельности, таких как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и т.д.), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также умение воспринимать художественную литературу и фольклор, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная.
Образовательная деятельность по речевому развитию организуется через: беседы, речевые проблемные ситуации, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги, рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, свободное общение на разные темы, художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, стихов, дразнилок, придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок, специальное моделирование ситуаций общения, коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие навыков взаимодействия и др.).
В создании условий для речевого развития дошкольников решающую роль играет речевая развивающая среда. Принципы организации такой среды:
- баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- предоставление условий свободы выбора;
- соответствие интересам воспитанников, зонам актуального и ближайшего развития;
- принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды;
- моделирование языковых явлений и экспериментирования;
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка. Можно выделить следующие составляющие речевой развивающей среды:
- речь педагога;
- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы ( образные и строительно-конструктивные игрушки, создающие коммуникативный контекст для изучения языкового материала;)
дидактические материалы: фонематические кубики, слоговые дорожки, «карты приключений», электронные викторины на нахождение языковых аналогий;
Примерные направления речевого развития в разных возрастных группах. Младшая группа:
- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);
- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы); - Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
- создание уголка «Интересных вещей»
- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
Средняя группа: - Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.;
-Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группы:
- Совершенствование речи, как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);
- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);
- Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
-оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОУ и в приемных групп; • консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
- проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
-индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
- практикумы для родителей;
- показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала;
- показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
-проведение родительских собраний;
- совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи;
-электронные дайджест – журналы, технологические карты, флеш – карты для родителей;
- сайт-программа по развитию языковой способности детей дошкольного возраста;
-картотека индивидуальных заданий для домашнего обучения.
Литература. Н.В. Микляева. «Экспресс-конструктор образовательной программы». Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы. М.: ТЦ Сфера, 2014. О.С. Ушакова. «Развитие речи детей 3-5 лет». М.: ТЦ Сфера, 2011. О.С. Ушакова. «Развитие речи детей 5-7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...
Статья на тему: «Развитие речи у детей 2-3 лет».
Статья для родителей на тему: "Развитие речи у детей 2-3 лет"....
Статья на тему: "Развитие речи у детей 2-3 лет"
В этой статье мы рассмотрим особенности развития речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет, на что необходимо обратить внимание родителям, какие занятия с ребенком будут наиболее плодотворны.Речь не являе...
Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »
Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »...
Статья на Тему :"Развитие речи у детей 2-3 лет".
Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет » Статью написала : воспитатель Амамич Мария Алексеевна МБДОУ № 1”Гуси-Лебеди “. Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, ...