Статья на тему: "Развитие речи у детей 2-3 лет в ДОУ"
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей 2-3 лет в ДОУ
Развитие речи у детей – важный этап развития, который необходимо контролировать и помогать осуществлять для более полного и гармоничного развития личности малыша. Этот период характеризуется активным познавательным интересом, проявлением любознательности и живейшего интереса ко всем окружающим событиям и предметам, но отсутствием умения внимательно слушать долгие объяснения.
В 2 года ребенок овладевает несколькими десятками слов, к 3 годам эта цифра увеличивается в 5 раз. Все малыши к этому возрасту имеют разный уровень речевого развития: кто-то четко и правильно произносит и слова и звуки, умеет строить фразы, другой не может достаточно четко их произнести. Частой особенностью речи на данном этапе является пропуск или замена звука, сокращение слов, перестановка слогов. Малышам сложно произносить сложные(более 2 слогов) слова.
Речь детей 3-х лет проста и однотипна. Часто они говорят все предложения в настоящем времени, а все предложения состоят из трех-четырех слов. Малыши в этом возрасте очень заинтересованы в звуковом оформлении слов и текста, они экспериментируют со словами и звуками, составляя новые и новые слова. Иногда дети путаются при образовании множественного числа.
Бывает, что дети не регулируют свое речевое дыхание, поэтому теряют окончания слов, ошибаются в ударении, произносят фразы без пауз. В этом возрасте детям сложно связно и логично пересказать или составить полный рассказ по картинкам, но зато умеют описать изображения.
Важной задачей для воспитателя в работе с детьми данного возраста является научить и помочь ребенку говорить грамотно, слова и фразы произносить четко и внятно. У ребенка развивается не только правильное произношение звуков, но и фонематический слух. Поэтому важно н только воспитателю, но и родителям разговаривать с ребенком четко и правильно.
На данном этапе развития очень важна игра как средство развития речи у детей 3-4 лет, особенно если имеются какие-то особенности в развитии речи. Для развития речи следует работать регулярно играя в увлекательные и разнообразные игры, которые развивают не только речь, но и логическое мышление, внимание, память, тем самым обучая малышей рассуждать, запоминать, делать выводы, увеличивать словарный запас.
Это самый оптимальный и интересный вид деятельности для обучения малыша. Для каждого отдельного навыка необходима своя игра. Главное, чтобы сам педагог выбирал правильную игру для развития того или иного аспекта речи.
- Сказка «Мой язычок» познакомит малыша со строением артикуляционного аппарата
Придумайте сказку про язычок. Покривляйтесь с малышом перед зеркалом, поиграйте язычком в прятки, постройте рожицы. Попойте звуки. Потрогайте и изучите горло.
- Игра «Непослушный язычок» учит расслаблять мышцы языка
Малыш должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая его губами, произносить: «тя-тя-тя», практикуемся перед зеркалом.
- Игра «Лошадка»
Цокаем с ребенком, как лошадка, можно также ее и изобразить.
- Игра «Чей язычок умеет баловаться больше?»
Игра помогает учить произносить фразы и предложения четко. дети 3-4 лет любят играть словами. Сочиняйте вместе ребенком на любой звук.
На-на-на — в небе светит луна,
Ня-ня-ня — к нам идет Манюня.
- Игра «Повторяй-ка!» учит четко произносить слова.
называйте слова, в которых есть определенный звук.
подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие
- Игра «А теперь ты. Меняйтесь ролями.»
Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово.
7. Игра «Я – воздушный шарик»
Ребенок становится шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».
- Игра «Я- ветер»
Игра помогает развивать речевое дыхание.
На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.
- Игра «А для чего нужен этот предмет?»
Хорошей будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать.
- Игра «Угадайка»
Педагог описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь
- Игра «Наш мир. Как он звучит?»
Силу голоса можно тренировать, объяснив малышу, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо.
Важно, чтобы в эти игры играл не только воспитатель, но и родители уделяли этому несколько минут в день. Речь малыша развивается, когда: рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно; читаем скороговорки, загадки, пословицы; обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм; учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия; побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев;попадаем в новое место , где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий; играем в словесные игры.
Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание регулярно и внимательно относясь к его общему развитию. Тогда на каждом следующем этапе он будет улучшать свои навыки общения и речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.
Систематизировать опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...
Статья по логопедии.Тема "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"
Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно....
Статья на тему Развитие связанной речи детей в семье
Статья на тему Развитие связанной речи детей в семье...
Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....
Статья на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Статья о развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...
Статья на тему "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин."
Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении родным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умствен...