Статья на тему "Развитие речи у детей по средствам пальчиковых игр".
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей по средствам пальчиковых игр.
Содержание:
1.Как, влияет развитие мелкой моторики на речь детей.
2.Что такое пальчиковые игры.
3.Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
4. Другие упражнения для развития пальчиков и стимуляции речевого развития
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Влияние развития пальчиков на речевые способности детей.
Развитие тонких движений кисти и пальцев – своего рода тест на речевое развитие. Чем более развита мелкая моторика ребенка, тем ближе его речевое развитие к возрастной норме. Если у ребенка плохо развиты рука и пальчики, следовательно, и развитие ребенка имеет невысокий уровень развития. Важно, что взаимосвязь речи и мелкой моторики пальцев рук основана на том, что центры головного мозга, отвечающие за речевое развитие и движения пальцев, находятся очень близко друг от друга. Когда занимаются пальчиковыми играми и упражнениями для развития точности и гибкости пальцев, тогда одновременно активизируем речевые зоны у детей.
Проблема речевого развития у современных детей волнует не только родителей, но и педагогов.
В наше время на работу детских ручек приходится совсем немного естественных «тренажеров».
Обувь у современных детей на липучках, а не со шнурками.
Родители редко гуляют с детьми, во время прогулки не разрешают поиграть с песком и камешками.
Родители заменяют рисование, лепку из пластилина просмотром мультиков и компьютерными играми.
Это привело к тому, что мелкая моторика детских рук, а вместе с ней и речь, развиваются хуже, чем хотелось бы.
Необходимо начинать стимуляцию движений пальцев и кисти детей как можно раньше, лучше еще в грудном возрасте. Массаж пальчиков и ладошки в сопровождении песенок и потешек сделает его веселым развлечением для ребенка и родителей. Мудрая народная педагогика понимала важность таких игр. Недаром в фольклоре народа имеются песенки типа нашей «Сороки-вороны», « Ладушки». По мере роста ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь, расширяется диапазон игр, и на первый план выходят пальчиковые игры.
Что же такое пальчиковые игры?
Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у детей улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Мы можем просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Как правило- это известные детям потешки, прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук.
Огромное значение имеет музыкальное сопровождение в процессе пальчиковых игр. Можно использовать методику Екатерины и Сергея Железновых. Такая методика – подарок не только для педагога но и для родителей: она учит фокусировать внимание детей, позволяет им лучше контролировать своё поведение. У этой методики, есть много несомненных положительных моментов – это и музыкальное развитие, и развитие слуха, речи, двигательных навыков, чувства ритма. Детям очень нравится выполнять движения совместно с музыкой.
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право – лево.
Рекомендации при проведении пальчиковых игр.
Перед началом упражнений разогрейте ладони детей легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку окажите помощь.
Игра длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают говорить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не заставляйте. Попробуйте разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры для детей
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
***
Тук-тук-тук (кулачком об кулачок),
Да-да-да (хлопаем в ладоши),
Можно к вам? (снова стучим кулачками),
Рад всегда! (снова хлопаем).
***
Мы капусту рубим (стучим ребром одной ладони по раскрытой ладошке другой),
Мы морковку трем (кулачком быстро проводим вверх-вниз по другой ладошке),
Мы капусту солим (имитируем щепоткой),
Мы капусту жмем (пожимаем одну руку другой, меняя их положение).
Другие упражнения для развития пальчиков и стимуляции речевого развития
Кроме пальчиковых игр существует множество интересных и захватывающих внимание занятий для развития тонких и скоординированных движений пальцев и кисти.
Приведем некоторые из них:
- Упражнения с прищепками – прикрепление их к схематичному изображению ежика, серединки цветка, солнышка, «кусание» прищепкой ногтевых фаланг, прикрепление бельевых прищепок на веревку.
- «Пальчиковый бассейн» — манипулирование мелкими игрушками в тазу, коробке, лотке, маленьком аквариуме, наполненных промытым песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, манкой, гречкой, рисом. Игрушки можно прятать и искать, разыгрывать мини-спектакли.
- Перекатывание в ладонях и между пальцами латексных массажных мячиков, грецких орехов для стимуляции нервных окончаний и улучшения кровообращения, катание по столу цветных карандашей.
- Запуск маленьких волчков для развития точных движений пальцев и кисти.
- Выкладывание разных фигур из цветных резинок на доске с набитыми на нее гвоздиками — для развития глазомера и мускулатуры рук.
- Нанизывание на шнурок разноцветных бусин и маленьких фигурок для совершенствования зрительно-моторной координации.
- Шнуровки – протаскивание шнурка через самодельные или готовые изображения ботинок, домиков и других фигурок. Развивает глазомер, внимание, тонкие движения кисти и пальцев.
Достаточно уделить этому интересному занятию немного времени и терпения, и результатом ваших усилий будет стимуляция речевого развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Причины нарушения речи у детей"
У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только...
Статья "Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники"
В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании воз...
Статья РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СтатьяРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Статья "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"
Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. В ней описываются основные форм...
Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Воспитатель Любимова И.Г.СтатьяФормирование нравств...
План по самообразованию на тему «Развитие речи у детей с использованием пальчиковых игр и упражнений» (вторая младшая и средняя группа)
Пояснительная записка«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. СухомлинскийНаша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет ...
Статья «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
АннотацияДошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...
- Мне нравится (1)