«Волшебная вода». Конспект открытого ООД по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде и с свойствами воды; привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед, пар);
- закрепить знания детей следующих свойств воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется;
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- показать значение воды в жизни живой природы;
- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
- активизировать словарь детей: существительные; глаголы; прилагательные.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательным отношениям.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- развивать аналитика–синтетическое и ассоциативно – образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
· Видеоролик «Путешествие капельки воды»;
· Картинки для моделирования «Круговорот воды в природе»;
· Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;
· Салфетки;
· Персонаж Капелька;
· Термос;
· Лёд;
· Клеёнка на столы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
2. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
3. Замораживание воды в формочках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Волшебная вода». Конспект открытого ООД по познавательному развитию в старшей группе | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебная вода».
Конспект открытого ООД по познавательному развитию в старшей группе
Подготовила:
Воспитатель без квалификационной категории
Ляпкина О.И.
2019 год
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде и с свойствами воды; привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед, пар);
- закрепить знания детей следующих свойств воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется;
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- показать значение воды в жизни живой природы;
- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
- активизировать словарь детей: существительные; глаголы; прилагательные.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательным отношениям.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- развивать аналитика–синтетическое и ассоциативно – образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
· Видеоролик «Путешествие капельки воды»;
· Картинки для моделирования «Круговорот воды в природе»;
· Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;
· Салфетки;
· Персонаж Капелька;
· Термос;
· Лёд;
· Клеёнка на столы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
2. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
3. Замораживание воды в формочках.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)
- Что у вас на ладошках?
- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях.
1.1 Актуализация знаний детей о значении воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живет Капелька?
Ответы детей ( в реке, в море, в пруду, в водопроводном кране…)
- Молодцы!
- Послушайте стихотворение про Капельку
(Чтение воспитателем стихотворения о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
- Ребята посмотрите на глобус. (Модель глобуса)
- Какого цвета больше всего на глобусе? (синего, голубого)
- Что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода.)
- Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
- Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
2. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии!
- Ребята, что такое вода? (это жидкость)
- Какие свойства воды вы уже знаете? Давайте вспомним. (вода жидкая, вода прозрачная, у воды нет вкуса и запаха).
- Посмотрите на картинки и вспомните, как доказать, что вода жидкая? Прозрачная? Без вкуса? Без запаха?
(Опыт №1: «Вода жидкая, может течь»
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?
Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)
Вода обладает подвижностью, текучестью.
Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №2: «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас два стакана один с водой, второй с молоком. Опустите в каждый стакан по ложке, что видите? Что можно сказать? Виден ли предмет? (дети выполняют, в одном стакане ложка видна, в другом нет )
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3: «У воды нет вкуса» (у чистой воды)
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус. Вода приобретает вкус только того вещества, которое в него положить.
Опыт №4: «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет. (дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.)
- Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день?… Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, ситро и т. д. Много)
- Вода – это настоящая волшебница.
- Вода обладает чудесными свойствами. Она умеет превращаться и изменятся.
3. Инструктаж по проведению опыта.
Сейчас ребята я вас приглашаю в лабораторию, чтобы продолжить исследование, что такое лаборатория вы уже знаете познакомились на прошлом занятии.
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, делаем вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам).
Опыт 1: Вода хороший растворитель.
- Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Посмотрите на мой стол я для вас подготовила некоторые вещества. Какие? (сахар, соль, лимон)
- Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде и приобретают вкус и запах. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?
- Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? (Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).
- Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно). Попробуйте, вода какая стала? (сладкая).
Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной, но стала сладкой, приобрела вкус.
- С солью тоже самое.
- С лимоном. (вода осталась прозрачная, но приобрела вкус и запах)
Вывод: вода хороший растворитель.
4. Получение познавательной информации с использованием ТСО.
- Ребята, Капелька сейчас Вам покажет про себя фильм, после просмотра которого вы должны будете ответить на вопрос: «Во что превращается вода?»
Капелька предлагает детям посмотреть фильм «Путешествие капельки воды» (обсуждение).
- Во что превращается Капелька воды?
В природе вода может быть в виде льда, дождя, града, пара.
- Ребята посмотрите, на плакат и давайте закрепим как путешествует наша Капелька.
«Солнышко сильно припекает и вода в реке, ручейке испаряется. Испаряясь, вода превращается в пар, который поднимается вверх. Пар охлаждается, превращаясь обратно в воду и образуя облака. Когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды возвращаются дождем на землю.»
- Капелька никогда не заканчивает свое путешествие.
- А теперь послушаем стихотворение про Капельку.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает- и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!
А теперь Капелька приглашает вас немного поиграть.
5. Физминутка.
Солнце спит и небо спит, ---(ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. ---(качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало,--- (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. ---(качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, ---(помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. ---(закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. ---(качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, ---(прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша ---(хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. ---(наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, ---(приседаем)
Ни один не виден лучик. ---(встали, спрятали руки за спину)
6. Повторение: инструктаж по проведению опыта.
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, делаем вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам).
7. Опытно-исследовательская деятельность детей продолжение изучения нового материала.
- Давайте мы ещё по экспериментируем.
Опыт №1: «Лед – твердая вода»
В.: Вода при охлаждении до определенной температуры затвердевает и превращается в лёд.
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке, что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Вывод: лед - твердая вода.
Опыт №2: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар - это тоже вода.
- Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается, что вода – волшебница, она умеет превращаться.
- Она прозрачна, жидкая, не имеет, вкуса и запаха.
Хоровое и индивидуальное проговаривание.
7. Подведение итогов.
- Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. - Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Дети: Вода - это жидкость; не имеет, запаха и вкуса, прозрачная. - Вода может нагреваться, быть горячей, вода хороший растворитель.
- Воспитатель: А, что еще вы узнали о воде?
- Дети: Вода может превращаться в пар, лед и снег.
Вода добрый друг и помощник человека.
Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель.
Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....
Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»
Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традици...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"
Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Волшебный лабиринт».
Дети В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо.В центре круга соберемся, И на место все вернемся.Улыбнемся, подмигнем, Заним...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»
Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара....