План работы по самообразованию
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
План работы по самообразованию на 2019-2020 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила: Молоствова Е.В.
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- итоговое занятие по развитию речи;
Срок: реализации
с 1 сентября 2019 по 30мая 2020года
Участники:
- Воспитатели.
- Дети старшей группы
- Родители.
Прогнозируемые результаты
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План реализации научно-методической темы по самообразованию
Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:
- Информационно-аналитический.
- Внедрение в практику.
- Итоговый.
Планирование работы по самообразованию.
Дата | Тема | Цель | Практический выход |
Сентябрь | Изучение программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и научно -методической литературы по теме ( 1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001. 2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008 3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. 4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007). | Повышение уровня знаний педагога. | Разработка плана по самообразованию педагога |
сентябрь | Проведение вводного диагностического исследования детей. | Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений. | Заполнение протоколов по результатам вводной диагностики |
Сентябрь | Пополнение речевого уголка: дидактическими играми , картотеками ,сюжетными картинами; составление перспективного планирования. | Обогащение развивающей среды . | Перспективное планирование. |
Октябрь | Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет». | Повышение компетентности родителей | Памятки для родителей по развитию речи детей. |
Октябрь
Октябрь -май . | 1.Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников. 2.Работа с детьми по перспективному плану. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Картотеки игр и упражнений. |
Ноябрь | Консультация для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи». | Повышение компетентности родителей. | Папка передвижка « Речевые игры ». |
Декабрь-февраль | Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи | Развитие речи, логического мышления и памяти. | Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках». |
Январь | Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | Повышение компетентности педагогов | Буклет « Сказкотерапия». |
Февраль | Родительское собрание « Волшебный мир книги ». | Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития. | Повышение компетентности родителей? |
Март | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей. | Конкурс чтецов по теме : « Весна». |
Апрель –май | Итоговая диагностика уровня
Итоговое занятие « По медвежьим следам ». | Выявить уровень положительной динамики речевых навыков и умений. | Заполнение протоколов по результатам итоговой диагностики. |
Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшей группы.
Сроки | Содержание работы | Задачи |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок»Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок»Г.Скребицкого. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
Ноябрь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам "Ежи","Кошка с котятами", "Как Миша варежку потерял". | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. |
Декабрь | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. |
Январь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии:«Зайка –зазнайка»,«Волшебные слова»,«Непослушный Ваня». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. |
Февраль | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Март | Заучивание стихотворений | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей. |
Апрель | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. |
Список использованной литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...