Речевой проект на тему: "Помощница - сказка" в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа)

Мацалюк Татьяна Владимировна

Цель проекта: Развитие речевой активности детей среднего возраста через сказку.

Задачи проекта:

Развивать речевую активность детей, память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Учить составлять рассказы и небольшие сказки.

Развивать речевое дыхание, вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomoshchnitsa_-_skazka.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой проект на тему: "Помощница - сказка" в средней группе

Актуальность

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка дает возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям».

Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке  все самое доброе и вечное.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Учат детей работать в команде, договариваться. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, со взрослыми.

Проблема:

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что дети имеют ограниченный  словарный запас, скудные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи, является сказкотерапия.

Тип проекта: познавательно – творческий, речевой

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней  группы, педагоги и родители.

План работы по подготовке проекта.

1. На основе  проблемы поставить цели и задачи проекта.

2. Сбор, поиск информации и необходимого материала для реализации проекта.

3. Разработка плана движения к цели (воспитатель, воспитанники, родители).

4. Составление плана.

5. Вовлечение детей и родителей в процесс решения задач.

6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

7. Презентация проекта, открытое занятие, представление продукта деятельности.

     Цель проекта: Развитие  речевой  активности у детей среднего дошкольного  возраста  через  сказку.

     Задачи проекта:

Развивать речевую активность детей, память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Учить составлять рассказы и небольшие сказки.

Развивать речевое дыхание, вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок.

Наглядные методы:

•        чтение педагогом рассказов и сказок;

•        показ сказок (педагогом, детьми);

•        рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

•        проведение дидактических игр;

•        моделирование сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективным в процессе:

•        чтения литературных произведений воспитателем;

•        бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

•        ответов на вопросы педагога, детей;

•        проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

•        сообщения дополнительного материала воспитателем;

•        загадывания загадок;

•        рассматривания наглядного материала;

•        рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

•        чтения литературных произведений родителями;

•        проговаривания скороговорок и чистоговорок  про героев сказок.

Практические методы:

•        организовать постановку сказок

•        изготовить с детьми наглядные пособия для сказок.

1 этап: Подготовительный

- консультация для родителей;

- оформление книжного уголка в группе;

- подбор наглядно-дидактического материала.

2 этап: Основной

- реализация плана проекта;

- рассматривание иллюстраций по выбранным сказкам;

- чтение и рассказывания сказок, беседа по прочитанным сказкам;

- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- отгадывание загадок по сказкам;

- драматизация сказок;

- раскрашивание иллюстраций к сказкам;

- беседы про героев сказок.

- составление мини-рассказа про героев (с использованием иллюстраций).

3 этап: Заключительный

- помощь родителей в пополнении книжного уголка  выдуманными  сказками;

- изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам;

- чтение сказок с детьми дома;

- подведение итогов проектной деятельности (Показ новой сказки   «Забавные истории Красной шапочки»)

Подборка сказок:  «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова.

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро.

«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова.

«Яблоко» Сутеев В.Г.

Формы взаимодействия с детьми.

Цели этапа.

Сроки.

  1. Этап. Подготовительный

1 неделя проекта.

- Подборка книг:

«Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова.

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро.

«Зимовье» русская народная сказка.

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

- Подборка   театральных кукол для обыгрывания.

- Подбор наглядно-дидактического материала по сказкам.

- Подборка дополнительного художественного слова.

- Распределение сказок  по знакомству с ними.

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности.

  1. Этап. Основной.

1. «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова.

- Чтение сказки, беседа по сказке.

- Знакомство с каждым героем.

- Выбор своего героя.

- Проведение  художественно творческих мероприятий:

1. Домики из бросового материала для поросят.

2. Лепка. «Мой герой сказки».

3. Объёмная аппликация. (Плоскостной макет) «Полянка для поросят».

- Отгадывания загадок  по сказке.

- Разучивание чистоговорок.

- Проведение игр «Интервью с героем»

- Дидактические игры: - «Узнай героя по его реплике»

- «Что ответил этот герой»

- «Назови ласково»

- «Продолжи предложение»

- «Наоборот»

- «Дай действия словам»

- Проведение театральной игры «Волк и поросята»

- Использование речевых физминуток.

Выбор способов работы над проектом и возможности организовать её.

2 неделя проекта

2. «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро.

- Чтение сказки, беседа по сказке.

- Рассматривание иллюстраций.

- Знакомство с каждым героем.

- Выбор своего героя.

- Составление короткой сказки  про своего героя.

- Речевые физминутки.

- Проведение  художественно творческих мероприятий:

-  Лепка. Изготовление из солёного теста атрибутов к театральной деятельности по сказке.

-  Конструирование.  Изготовление кустов  и деревьев из  коробок и бросового материала (совместно с родителями).

- Рисование «Наряд для Красной Шапочки»

- Видеовстреча с героями сказки.

- Сюжетно-ролевая игра «Добрый волк в гостях  у Красной Шапочки».

- Дидактические игры:

- «Продолжи предложение».

- «Разговор по телефону».

- «Отгадай  по названиям его частей».

- «Что изменилось?»

Выбор способов работы над проектом и возможности организовать её.

3 неделя проекта

3. «Зимовье»

- Чтение сказки, беседа по сказке.

- Рассматривание иллюстраций.

- Знакомство с каждым героем.

- Рассказывание сказки с использованием мнемотаблиц.

- Отгадывание загадок про домашних животных.

-Чистоговорки  про домашних  животных.

- Открытый микрофон «Домашнее животное».

- Проведение  художественно творческих мероприятий:

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине.

- Дидактические игры:

- «Кто где живёт?»

- «Подскажи словечко».

- «Четвёртый лишний».

- «Подбери признаки».

- «Весёлый счет».

- Динамическая пауза «Хор домашних животных». Изготовление мини-книжек (совместно с родителями) «Зимовье».

Выбор способов работы над проектом и возможности организовать её.

4 неделя пректа

4. «Яблоко» Сутеев В.Г.

- Чтение сказки, беседа по сказке.

- Рассматривание иллюстраций.

- Знакомство с каждым героем.

- Проведение  художественно творческих мероприятий:

Ручной труд. Изготовление фигурок для теневого театра.

- Заучивание чистоговорок про  диких животных.

- Театральная разминка: «Попробуем изменить»

- Сюжетно-ролевая игра «По лесным тропинкам»

- Динамическая минута «Лесные звуки»

- Игра «Расскажи сказку пальчиками»

- Тематическая вечеринка «Дикие животные».

- Дидактические игры:

- «Кто скорее соберет?»

- «Закончи фразу»

- «А что у вас»?

- «Кто что делает»?

- «Я начну, а ты закончи»

- «Кто за кем»?

- Речевые физминутки.

Выбор способов работы над проектом и возможности организовать её.

5 неделя проекта

3 этап. Заключительный.

Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

6 неделя проекта

- Подведение итоговой  проектной деятельности. (Показ новой сказки   «Забавные истории Красной Шапочки»)

Работа с родителями.

Анкетирование родителей по чтению.

Собрание по проекту «Читающая семья»

Консультация для родителей по пальчиковым играм и упражнениям, по артикуляционной гимнастике: «Артикуляционная гимнастика»; «Развитие мелкой моторики»; «Пальчиковые игры дома»

Индивидуальные консультации для родителей от учителя-логопеда

Изготовление малых тренажерных залов для пальчиков по сказкам

Акция «Поделись книжкой»

Консультация «Знакомство со сказками»

Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.

Участие родителей в образовательной деятельности  

Помощь родителей в пополнении книжного уголка  выдуманными  сказками; изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам;  чтение сказок с детьми дома.

                

                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

Творческий проект на тему: «Бумажная сказка» (средняя группа)

Муниципальное дошкольное  общеобразовательное учреждение «Детский сад №122 комбинированного вида» городского округа Саранск     Творческий проект н...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».

Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

НОД Тема: «Помощница иголочка» в подготовительной группе. (ручной труд)

Небольшое занятие по ручному труду с детьми подготовительной группы....

Проект В гостях у сказки Средняя группа

Проект В гостях у сказки средняя группа...