Творческий проект на тему: «Бумажная сказка» (средняя группа)
проект (средняя группа)
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №122 комбинированного вида» городского округа Саранск
Творческий проект на тему:
«Бумажная сказка»
(средняя группа)
Воспитатель:
Бабанова Анна Викторовна
г. Саранск 2019
Творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста, по теме «Бумажная сказка». Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности.
Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой
Продолжительность: 2 недели.
Результат: презентация проекта в форме оформления книги сказок.
Участники проекта: воспитанники группы №3, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации: ноябрь 2019год.
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
Проблемный вопрос: Что такое оригами? Как можно использовать поделки, изготовленными в технике оригами?
Актуальность темы:
Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. По словам В.А Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Оригами:
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев.
Меня, как педагога, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной деятельности. Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает проведению коррекционной работы с детьми, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. В ходе театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи, активизируется и обогащается словарь, развивается звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию связной речи, театрализованной деятельностью, в коррекционной работе с детьми.
Гипотеза:
Овладение детьми оригами поможет детям в преодолении трудностей развития речи, применение поделок в театрализованной деятельности будет способствовать развитию диалогической речи и в комплексе с другими приемами педагогического воздействия приведет к качественным изменениям, т.е. развитию ребенка.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста в художественно - речевой и театрализованной деятельности. Исходя из цели проекта, определили задачи.
Задачи:
-создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- познакомить детей с техникой оригами, пятью базовыми формами;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
- научить «читать» пооперационную карту;
- изготовить поделки для театра оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Основные направления работы с детьми:
- организованные формы обучения - занятия;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам известных детских сказок);
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество;
- игры;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера.
Принципы реализации проекта:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Деят-ть родителей | Деят-ть педагога | Деят-ть детей |
1 этап - Подготовительный | Принимают задачи. | Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности. | Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными. |
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы | Оказывают помощь детям в изготовлении поделок оригами по просьбе детей, выполняют домашние задания, принимают участие в совместном занятии. | Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта. | Формируют знания, умения, навыки. Изготовление поделок. |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов |
| Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. |
|
4 этап - Презентация проекта | Оказывают помощь в оформлении выставки поделок оригами. | Организует презентацию проекта через выставку поделок, и рукописной книги по сказке «Бумажная сказка». | Участвуют в организации выставки, завершают изготовление книги, участвуют в драматизации сказок. |
Содержание работы по этапам проекта:
№ | Сроки реализации | Содержание работы | Ответственные |
Подготовительный этап: | |||
1. | 05.11 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | Воспитатель. |
2. | 06.11 | Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту (консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»; папка-передвижка «Поделки в технике оригами») | Воспитатель. |
3. | 12.11 | Оборудовать место в группе - уголок оригами. | Воспитатель. |
4. | 13.11 | Подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра. | Воспитатель. |
Практический этап: | |||
5. | 05.11-29.11 | Оформление книжного уголка. | Воспитатель, родители. |
6. | 05.11-29.11 | Чтение русских народных сказок. | Воспитатель, родители. |
7. | 05.11-29.11 | Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. | Воспитатель, родители. |
8. | 05.11 -29.11 | Сделать пооперационные карты на каждую фигурку. | Воспитатель. |
9. | 05.11 -29.11 | Изготовить схемы базовых форм. |
|
10. | 11.11 | Беседа «…да в ней намёк». |
|
11. | 12.11 | Знакомство с базовыми фигурами техники оригами | Воспитатель. |
12. | 12.11 -28.11 | Изготовление поделок к сказкам в технике оригами | Воспитатель, родители. |
13. | 13.11 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам. | Воспитатель, родители. |
14. | 14.11 | Посещение библиотеки МБДОУ, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, дидактическая игра «Угадай сказку». | Воспитатель. |
15. | 11.11-26.11 | Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. | Воспитанники и родители |
16. | 14.11 - 28.11 | Изготовление книжки – самоделки «Бумажная сказка» | Воспитатель. |
Аналитический этап: | |||
17. | 26.11-28.11 | Анализ деятельности детей соответственно задачам проекта | Воспитатель. |
Заключительный этап: | |||
18. | 29.11 | Организация выставки поделок и презентация книжки – самоделки «Бумажная сказка» | Воспитатель. |
Распределение работы по видам детской деятельности:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Дом», «В деревне» Д/и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Где, чей дом?», «Зоопарк». Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка», «Лисичка-сестричка», «Мы делили апельсин», «Кулак, ребро, ладонь». Словесные игры «Подбери слово», «Бывает - не бывает», «Про что сочиним». Комплексы артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики. Психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния. |
Учебно – познавательная деятельность | «Путешествие в Картонное царство бумажное государство»– ознакомительное тематическое занятие с изготовлением поделки «самолетик». «Оригами чудеса» – тематическое занятие с просмотром презентации об истории оригами, знакомство с базовыми формами оригами. «Ожившая сказка» - изготовление поделок к сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», используя пооперационные карты. Рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время. |
Художественно – речевая деятельность | Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам, стихи о животных. Заучивание стихов о животных. Рассказывание сказок «Репка», «Колобок», «Заюшкна избушка». Рассматривание иллюстраций по темам занятий, к сказкам и беседа по ним, характеристика животных - героев сказок. Рассказы о животных, используя свою поделку |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Петушок и горошина», «Медведь и пчелы», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Филин и пташки». |
Музыкально–театрализованная деятельность | Настольный театр по сказке «Колобок». Театр на палочках «Заюшкина избушка». Пальчиковый театр «Репка». Речь с движением: «Зайцы», «Мишка», «Лисица», «Строим дом». Слушание: «Почему медведь зимой спит». |
Изобразительная деятельность | Рисование ледяного и лубяного домиков по сказке «Заюшкина избушка». Рисование «Мой любимый герой сказки». Рисование «Зимний пейзаж». |
Вывод: В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок;
А также дети получили возможность:
- расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявить творчество при изготовлении поделок;
- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Приложение №1
Консультация для родителей
«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными
(объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий)
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Приложение №2
Загадки о сказочных героях
Бабушка девочку очень любила,Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите, как звали ее?(Красная шапочка).***Лечит маленьких детей,Лечит маленьких зверей,Сквозь очки на всех глядитДобрый доктор… Айболит.
***Всех он любит неизменно,Кто б к нему ни приходил.Догадались? Это… Гена.Это Гена крокодил.***Носик — круглым пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца.Трое их, и до чего жеБратья дружные похожи!Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).***
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(3 медведя).
***На сметане мешан, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… колобок.
***Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок… Винни-Пух.
***С букварем шагает в школуДеревянный мальчуган,Попадает вместо школыВ полотняный балаган.Как зовется эта книжка?Как зовется тот мальчишка?(Буратино).***Сейчас потолкуем о книжке другой -Тут синее море,Тут берег крутой…Старик вышел к морю.Он невод забросил.Кого он поймает?И что он попросит?(Золотая рыбка).***Появилась девочкаВ чашечке цветка.А была та девочкаЧуть больше ноготка.В ореховой скорлупкеДевочка спала.Вот какая девочка,Как она мала! Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку?(Дюймовочка).***Кто-то за кого-тоУхватился крепко: - Ой, никак не вытянуть! - Ой, засела крепко!Но еще помощникиСкоро прибегут…Победит упрямицуДружный общий труд.Кто засел так крепко?Может, это… Репка.***Косоглазый, маленький,В белой шубке, в валенках.(Зайчик).***А дорога — нелегка,А корзина — высока,Сесть бы на пенек, съесть пирожок.(Маша и медведь).***В доме 8, дробь 1У заставы ИльичаЖил высокий гражданинПо прозванью «Каланча».По фамилии СтепановИ по имени Степан,Из районных великановСамый главный великан.(Дядя Степа).Девочка хорошая по лесу идет,Но не знает девочка, что опасность ждет.За кустами светится пара хищных глаз.Кто-то страшный встретится девочке сейчас.Кто расспросит девочку о ее пути?Кто обманет девочку, чтобы в дом войти?Кто же эта девочка?Кто же этот зверь?На загадку можете ответить мне теперь?(Красная шапочка и Серый волк). ***Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной, Он сам того не ведая несет ее домой.Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь Название этой сказки…(Маша и медведь).***С грядки старушка цветок сорвала,Девочке Жене его отдала.В цветке, лепестках есть волшебная сила,Их девочка Женя о чем-то просилаЧто надо сказать, лепестки обрывая?Как называется сказка такая?(Цветик-семицветик).
***
Без хозяйки плохо быть,А она им обещалаИх не пачкать и не бить… (Федора).***А теперь про чей-то домРазговор мы поведем…В нем богатая хозяйкаПрипеваюче жила,Но беда пришла нежданно -Этот дом сгорел дотла.(Кошка).***На двери он глядит в тревоге,Умывальник хромоногий,Всех мочалок командирВ чудесной сказке…(Мойдодыр).
Небольшая коллекция поговорок о сказках
Быль за сказкой не угоняется.
Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка — ложь, а песня — правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Хороша сказка, да последняя.
Быль за сказкой не угонится.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.
Сказка — складка: послушать сладко.
Сказки — не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Сказка не сказка, а присказка.
Приложение №3Стихи о домашних животных
Стихи о диких животных
|
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект на тему: «Бумажная сказка» (средняя группа) | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - творческий проект "А ну - ка, парни! ". Средняя группа.
Информационно - творческий проект "А - ну, ка парни!"...
Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада
Закреплять знания цветового спектра у детей.Учить детей рисовать радугу.Учить различать цвета теплые и холодные тона....
Исследовательско - творческий проект « Вода-сокровище природы» в средней группе
Вид проекта:исследовательско – творческий.Продолжительность: средней длительности (ноябрь – февраль)Автор проекта: воспитатель Ветряк Н.В.Участники прое...
Творческий проект "Огород на подоконнике" для средней группы детского сада.
Творческий проект "Огород на подоконнике" для средней группы детского сада....
Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.Этот проект значим для всех его участников:Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.Педагоги: продолжение...
Познавательно-творческий проект «Наша армия родная» в средней группе
Цели проекта:Дать детям знания об армии, сформировать у них первичные представления об особенностях военной службы. Уточнить и расширить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспиты...
Творческий проект «День защитника Отечества!» в средней группе
Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....