Статья "Сказка как средство развития речи детей"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Молотовщикова Анна Адольфовна

Сказка как средство развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Сказки как средство развития речи детей»

 Один из самых простых и увлекательных способов развития речи — это чтение сказок. Сказка - эффективный способ, чтобы развить не только речь, но и личность ребенка с самого раннего детства. Вот какой результат оказывает сказкотерапия. Ребенок учится различать нравственные понятия (например, что такое добро и зло). Чтение сказок развивает эмоциональный интеллект (учит сочувствию, сопереживанию героям). Ребенок стремится подражать положительному главному герою. Читая сказку, дошкольник знакомится с абстрактными понятиями и легко усваивает их. Сказкотерапия хорошо развивает воображение. Младший школьник задумывается над действиями и мотивами героев, анализирует их поступки. Сказки обогащают словарный запас малышей, знакомят их с образными выражениями и метафорами. Слушание сказки прекрасно развивает фонематический слух и чувство ритма. Использование в народных сказках простых слов и их частых повторений (например, в сказке”Репка”) тренирует память. Это позволяет легко пересказать фразу или даже всю сказку. Легко научить ребенка звукоподражанию, озвучивая с ним действия, междометия или слова сказочного героя. Также через чтение сказки можно тренировать интонацию и выразительность речи.    Виды и полезные свойства сказкотерапии Сказкотерапия — дословно: “лечение” сказками.  Сказкотерапию обычно используют в психологии. Отдельные ее элементы применяют и в логопедии. Различают такие виды сказок. Дидактические (обучающие). Такие сказки помогают ребенку усвоить какие-либо понятия через сказочные образы или поступки героев. Психокоррекционные. Они позволяют изменить поведение малыша, показав в сюжете похожую ситуацию. Такие сказки учат понимать свое поведение и окружающий мир. Психотерапевтические. Анализируя поведение сказочных героев, можно понять мотивы поступков реальных людей. Медитативные. Они избавляют детей от тревожного состояния, настраивают на положительный лад.   Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста Для дошкольника сказка — это часть реального мира. Вот как они воспринимают сказочный сюжет: Слушая сказку, они отождествляют себя со сказочными героями. Вникая в сюжет, дети опираются на свой опыт.  Дошкольники (3-5 лет) очень эмоционально относятся к главному герою.  Им нравится слушать ритмичные присказки-наигрыши народных сказок.  Они хорошо запоминают образные яркие названия (например, Петушок-Золотой гребешок). В более старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети учатся видеть причинно-следственные связи в сюжете.  В этот период у них активно обогащается словарный запас, ребята начинают понимать эпитеты и сравнения. Они начинают осознавать события в сюжете, которых еще не было в его опыте.  Старших дошкольников интересуют не только поступки героев, но и их мотивы и чувства.   Методы развития связной речи дошкольника посредством сказок Примерно к 4-5 годам ребенок умеет правильно строить предложения, развернуто отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях. А для того, чтобы научить дошкольника связной и выразительной речи, используются такие методы.  Пересказ хорошо обогащает словарный запас. Также при пересказе дети учатся воспроизводить правильные речевые обороты и устоявшиеся фразы. Родителям стоит иметь в виду, что даже старшим дошкольникам это задание дается с трудом. Ведь для пересказа необходимо использовать мышление, память и воображение.  Чтобы облегчить им задачу, стоит использовать опорные иллюстрации.    Важно, чтобы ребенку были понятны все слова и выражения в тексте.   Можно использовать такие формы пересказа: пересказ по очереди по частям сказки; по ролям; с изменением действующего лица.  Сочинениями сказок дети могут заниматься самостоятельно, начиная примерно с 4 лет.   Вот какие задания помогут сочинить сказку на новый лад: создать новые обстоятельства (например, Баба-Яга живет на дне морском); “переиначить” детали знакомой сказки (допустим, героиню звали не Красная Шапочка, а Зеленая Шапочка); рассказать сказку по-новому (например, можно перевоспитать злую мачеху Золушки); спасти героя от подстерегающей опасности; придумать другую концовку. Сочинением сказок дети могут заниматься самостоятельно. Речевые игры по сказкам Можно использовать эти игры, или придумать свои на тему прочитанного сюжета. Добрый Колобок В коробку надо положить карточки с изображениями новых персонажей (например, Мухомор, Ромашка, Гусеница, Черепаха и т.д.). Пусть ребенок придумает ситуацию, в которой Колобок помог бы тому персонажу, изображение которого попадется малышу.  Например, Колобок увидел, что Черепаха не может перейти тропинку из-за большого камня. Колобок отодвинул камень с пути Черепахи. Та горячо поблагодарила его и поспешила по своим делам дальше. Кстати, затем можно нарисовать рисунок по мотивам этой истории и рассказать, что там нарисовано. Ледяной осколок. Надо помочь Герде: придумать теплые добрые слова, которые растопили бы сердце заколдованного Кая.  Затем составляется настоящее письмо и “отправляется” главным героям сказки. Лягушка-путешественница Ведущий — это Лягушка-путешественница. Он загадывает место, где побывал в путешествии. Другому участнику нужно отгадать, где он был.  Например, там, где растут цветы и деревья с фруктами. За этим местом ухаживает человек с граблями, лейкой, лопатой и т.д. Конечно, это сад.   Подсказки для родителей для достижения результата в речевом развитии ребенка посредством сказки Чтобы развитие речи через сказку проходило как можно эффективнее, родителям стоит соблюдать ряд рекомендаций. Важно подбирать сказки для детей по возрасту.  Дошкольникам понятны и интересны сказки о животных и людях. Например, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Лиса и Волк”, “Маша и Медведь”.  Младшим школьникам нравятся волшебные сказки, они сопоставляют себя с их персонажами: “Снегурочка”, “Мальчик-с-пальчик”, “Царевна-лягушка”, “12 месяцев” и т.д. Чтобы ребенку нравилась книга, в ней должны быть яркие и понятные иллюстрации. Ребятам стоит предложить не только старые известные сказки. Можно придумать сказки о современных знакомых героях  — например, о Смешариках или Лунтике. Взрослому нужно читать сказку выразительно, соблюдая интонационные паузы, выделяя главные слова и т.д. Это даст правильный пример ребенку и пробудит интерес к читаемому произведению. По ходу чтения необходимо обращать внимание на незнакомые слова в тексте и объяснять их ребенку. После прочтения сказки, ее надо обсудить с ребенком. Пусть ребенок выскажет свое мнение, подумает, почему случилось то или иное событие. Родителям не нужно навязывать свое мнение, но стоит направить мысли ребенка в нужное русло. При обсуждении сказки стоит задавать ребенку правильные вопросы — не «Что?» и «Где?», а «Почему?», «Отчего?». Чтобы улучшить мелкую моторику, а значит, и речь,  можно слепить поделку или нарисовать рисунок на тему сказки. Отлично развивает речь кукольный театр, пальчиковые куклы. Кроха может озвучивать простейшие звуки, а старший дошкольник может озвучить роль любимого персонажа полностью. Можно инсценировать сказку и выступить на импровизированной сцене. Очень важно, чтобы родители прививали ребенку любовь к чтению своим примером. Отличный вариант досуга — совместное чтение сказки всей семьей. Это можно сделать по ролям или по очереди. Затем стоит всем вместе обсудить прочитанное.   Сказка — эффективное средство для развития речи ребенка. Слушая сказку, ребенок запоминает новые слова, образные выражения, тренирует звукопроизношение, развивает воображение и т.д. Родители могут заниматься сказкотерапией с ребенком дома, используя определенные логопедические и педагогические методы. Это пересказ, сочинение историй и речевые игры на основе сказочного сюжета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...