Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие направлено на обобщение знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умений воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связанной речи, логического мышления. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными), употреблять множественное число существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 682.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Семицветик» города Дубны Московской области
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме
«Осень».
Подготовила и провела воспитатель
первой квалификационной категории
Молоствова Е. В.
Дубна, 2019
Цель:
Образовательные задачи: обобщение знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связанной речи, логического мышления. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными), употреблять множественное число существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности, посредством связанной речи, логического мышления.
Развивающие задачи: развивать связанную речь, развивать зрительное, слуховое внимание, мышление, творческое воображение , мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: формировать коммуникативные способности (взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность).
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: наблюдение примет осени в природе, рассматривание иллюстраций об осени, целевая прогулка, чтение художественной литературы, разучивание стихов, разгадывание загадок. Рисование по темам: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», лепка: «Овощи», «Фрукты», д/и: «Назови ласково», «Узнай по описанию».
Материал-иллюстрация – «Осень»: мяч, трафарет листа, цветные восковые мелки, лист белый.
Словарная работа: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, хмурая, пасмурная, золотая, золотистая.
Методические предметы: загадывание загадки, беседа об осени, игры: «Продолжи предложение», «Запомни-повтори», «Закончи фразу», «Подбери слово-действие», «Близкие слова», «Угадайка», игра «Да или Нет».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение , а вы подумаете и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И. Бунин)
Дети: Это осень!
Воспитатель: Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное. И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.
Беседа:
-Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.
- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
- Какие листья на деревьях? – Желтые
- Почему картинка называется золотая осень? – Все желтое как золото.
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка).
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? ( Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
-Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
-Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
- Осенью холодно или тепло?
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лета пришла… (осень). Осенью опадают… (листья). Дует холодный… (ветер). Стелиться…(туман). В лесу растут…(грибы). Моросит мелкий…(дождик). Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч). Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) – Молодцы! Вы правильно закончили предложения! Рассказ ребенка по образцу.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.
-Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
- Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку – дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки на голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели (машут ладошками)
- Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснут и т.д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать,
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью – Урожай осенью убирают.
Птицы осенью – Птицы осенью улетают.
Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идет… (Зима)
- А после зимы… (Весна)
- После весны идет… (Лето)
- А за летом наступает…(Осень)
- Потом все повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а вы должны придумать слова прилагательные и существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное, праздничное); Листья(пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые);
Небо ( серое, хмурое, дождливое, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!
- Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
- Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
- Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слово-действие». (Учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц).
Лист (Что делает?) – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) – улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, идет, льет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.
Воспитатель: Игра «Близкие слова».
Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Осенью дни пасмурные,…(серые, унылые…)
Осенью часто погода бывает холодной,…(ветреной, дождливой…)
Осенью настроение грустное,…(печальное, тоскливое…)
Осенью дожди частые,…(холодные, проливные…)
Небо покрывают серые тучи,…(темные, дождливые…)
В начале осени бывают ясные дни,…(безоблачные, светлые…)
Поздней осенью на улице холодно,…(пасмурно, ветрено…)
Воспитатель: Проведем физкультминутку
Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.
- Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж)
- Кто на ветке шишку груз и бросал объедки вниз.
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
- Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
- Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява
Кто очень любит щи
Меня в них отыщи. (Капуста)
- Зеленый полосатый шар.
С начинкой алой словно жар.
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это? (Арбуз)
- Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (Груша)
- Като всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет и поет,
Убаюкивает. (Дождь)
- Без рук, без ног,
А окна открывает. (Ветер)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
-Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечисляли много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы было чисто).
А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
Обведем трафарет, закрасим.
Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.
«Игра ДА или НЕТ»
Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить ручки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»
Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое и интересное....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Цели: Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и...