Конспект ОД по речевому развитию с использованием «карт Проппа» «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Цель: продолжать формировать умение творческого рассказывания
с использованием технологии «карт Проппа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_v_gostyah_u_skazki.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по речевому развитию с использованием «карт Проппа»
«В гостях у сказки»
Цель: продолжать формировать умение творческого рассказывания
с использованием технологии «карт Проппа».
Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Продолжать формировать умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, использовать выразительные средства — описание.
3. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? - Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
-Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек –автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает...(добро), а зло всегда...(наказывается).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в гости к сказке...
Открываются ставни в сказочном доме, из окна выглядывает бабушка Забавушка, в руках держит книгу.
Б. З: Ставни открываю, сказку начинаю (Книгу ставит на стол)
Воспитатель с детьми входит в зал, рассматривают убранство зала, подходят к сказочному домику. Их встречает сказочница. Воспитатель с детьми здороваются.
Бабушка Забавушка. Я очень рада дети, что вы пришли ко мне в гости. Сказки вы любите? (Ответы детей)
Б. З: Книжка открывается
Сказка начинается
Про зайчишку, про лису
И про всех зверей в лесу.
Воспитатель: -В некотором царстве, в сказочном государстве небольшой избушке, что притаилась на опушке заповедного леса, жила была бабушка Забавушка. Больше всего на свете бабушка Забавушка любила рассказывать сказки. А помогали ей в этом ее верные помощники - сказочные действия. Жили они очень дружно и весело. К ним часто приходили гости сказки послушать.
- А по соседству с бабушкой - Забавушкой жила Баба-Яга. Жила она одиноко, никто к ней в гости не приходил, так как она была злая и вредная. Баба-Яга страшно завидовала своей соседке и все мечтала раздобыть себе таких помощников, которые ей бы помогали сказки сочинять, да гостей с подарками зазывать. И вот однажды, раздобыв где-то шапку-невидимку, зловредная старуха пробралась в дом к бабушке Забавушке и выкрала ее верных помощников и заперла их в сундуке.
- Что бы освободить сказочные действия, нужно пройти испытания, которая приготовила Баба Яга. Ребята, поможем Забавушке с испытаниями справиться?
Задание 1. Узнай сказку по загадке. (показ слайдов)
Воспитатель:
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка).
Предложить загадки про сказочных героев (колобок), лиса, баба Яга, царевна лягушка, репка, Сивка-бурка, Снегурочка.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы с вами справились с первым испытанием и освободили первые два сказочных действия. Что они обозначают? (Зачин и особое обстоятельство). Правильно. С каких слов чаще всего начинаются сказки? (Ответы детей)
- Я вижу вы настоящие знатоки сказок, и справится с испытаниями Бабы Яги не составит особого труда. Вы готовы к следующему испытанию? Тогда начинаем!
Задание 2. Узнай героя по силуэту.
Баба Яга заколдовала героев. Если мы их разгадаем, то от колдовства избавим (показ слайдов)
Воспитатель: - Молодцы, справились и со вторым заданием. Мы освободили еще 2 сказочных действия. Что это за карты? (Запрет и нарушение запрета).
Воспитатель: - Есть у бабы Яги волшебные ботинки-самоплясы, и нам нужно будет с ними станцевать. Вы готовы?
Задание 3. Хороводная игра «Теремок»
Дети передают мимику, голоса и повадки животных (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк и мишки-раздавишка).
Воспитатель: - Ну вот освободили еще 2 карты со сказочными действиями. Что они означают? (Герой покидает дом и появление помощника).
Воспитатель: - В следующем задании от бабы Яги нам нужно назвать противоположности.
Задание 4. Игра с мячом "Антонимы"
Баба Яга злая, а фея-крестная добрая
Буратино веселый, а Пьеро ...
Золушка трудолюбивая, а ее сестры ...
Балда умный, а чертенок ...
Настенька вежливая, а Марфушенька ....
Старик Хотаббыч старый, а Волька ...
Артамон быстрый, а черепаха Тартилла ...
Огонь в печке жаркий, а вода в речке...
Графини Вишенки богатые, а Чиполино ....
Воспитатель: - Освободили мы еще 2 действия, что это за действия? (Погоня и спасение от погони)
Воспитатель: - В волшебной книге сказок баба Яга все перепутала, нам надо исправить все ошибки.
Задание 5. «Волшебная корзина»
(Из корзинки достаёт предметы. Дети должны, отгадать из какой сказки данный предмет):
Золотое яйцо (Курочка Ряба)
Золотой ключик (Приключения Буратино)
Банка с вареньем (Карлсон)
Аптечка (Доктор Айболит)
Банка с мёдом (Вини-пух и все, все, все)
Скалка (Лисичка со скалочкой)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Освободились у нас еще 2 сказочных действия. Что они означают? (Волшебное средство и возвращение домой).
- Осталось в плену у бабы Яги последнее действие, самое главное, без которого не обходится ни одна сказка. Это "Счастливый конец". Спрятала его баба Яга на самое дно сундука и ни за что отдавать не хочет. Отдаст она его только тому, кто сможет рассказать ей сказку, которую она еще никогда не слышала. Но в этой сказке обязательно Баба Яга должна быть хорошей, а помогать ей будут Иван Царевич и Серый волк. Вы готовы придумать такую сказку? Хорошо. А сказочные действия нам помогут. Давайте расставим карты в той последовательности по которой будет развиваться сюжет. Какую карту мы поставим первой? Почему? Какую потом? Кто будет помогать бабе Яге? А кто будет мешать? Каким образом он будет мешать? Какой предмет поможет героям справиться с испытаниями? Какой волшебной силой будет обладать этот предмет?
Дети придумывают сказку.
Воспитатель: Какая интересная сказка получилась. Мы освободили все сказочные действия. И теперь бабушка Забавушка и сказочные действия снова зажили дружно и счастливо.
Рефлексия.
Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
Понравилось вам путешествовать по сказкам? А что понравилось? Что запомнилось больше всего? (Дети отвечают.)
Воспитатель: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "В гостях у сказки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Цель: развитие связной речи.Задачи: 1) Образовательные:Закрепить знание сказки «Колобок»; умение подбирать антонимы к прила...
ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"
Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....
НОД ро развитию речи с использованием карт Я. Проппа "В гостях у сказки"
Нод по развитию речи старших дошкольников с использованием карт Я. Проппа "В гостях у сказки"...
презентация для занятия "Составление сказки с использованием карт Проппа"
Цель: актуальзация знаний детей о сказочных персонажах...
«Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»
В статье предлагаются методические рекомендации по использованию карт проппа в речевом развитии дошкольников...
Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....