Конспект ОД по речевому развитию с использованием «карт Проппа» «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Понкратова Анастасия Михайловна

Цель: продолжать формировать умение  творческого рассказывания
с использованием технологии «карт Проппа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_v_gostyah_u_skazki.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по речевому развитию  с использованием «карт Проппа»

«В гостях у сказки»

Цель: продолжать формировать умение  творческого рассказывания
с использованием технологии «карт Проппа».

Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Продолжать формировать умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, использовать выразительные средства — описание.
3. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
4.  Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? - Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

-Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому.  Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек –автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает...(добро), а зло всегда...(наказывается).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в гости к сказке...

Открываются ставни в сказочном доме, из окна выглядывает бабушка Забавушка, в руках держит книгу.

Б. З: Ставни открываю, сказку начинаю (Книгу ставит на стол)

Воспитатель с детьми входит в зал, рассматривают убранство зала, подходят к сказочному домику. Их встречает сказочница. Воспитатель с детьми здороваются.

Бабушка Забавушка. Я очень рада дети, что вы пришли ко мне в гости. Сказки вы любите? (Ответы детей)

Б. З: Книжка открывается

         Сказка начинается

          Про зайчишку, про лису

          И про всех зверей в лесу.

Воспитатель: -В некотором царстве, в сказочном государстве небольшой избушке, что притаилась на опушке заповедного леса, жила была бабушка Забавушка. Больше всего на свете бабушка Забавушка любила рассказывать сказки. А помогали ей в этом ее верные помощники - сказочные действия. Жили они очень дружно и весело. К ним часто приходили гости сказки послушать.

- А по соседству с бабушкой - Забавушкой жила Баба-Яга. Жила она одиноко, никто к ней в гости не приходил, так как она была злая и вредная. Баба-Яга страшно завидовала своей соседке и все мечтала раздобыть себе таких помощников, которые ей бы помогали сказки сочинять, да гостей с подарками зазывать. И вот однажды, раздобыв где-то шапку-невидимку, зловредная старуха пробралась в дом к бабушке Забавушке и выкрала ее верных помощников и заперла их в сундуке.

- Что бы освободить сказочные действия, нужно пройти испытания, которая приготовила Баба Яга. Ребята, поможем Забавушке с испытаниями справиться?

Задание 1. Узнай сказку по загадке. (показ слайдов)

Воспитатель:

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.        
(Мальвина)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.    
(Емеля)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.    
(Кот в сапогах)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.      
(Дюймовочка).

Предложить загадки про сказочных героев (колобок), лиса, баба Яга, царевна лягушка, репка, Сивка-бурка, Снегурочка.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! Мы с вами справились с первым испытанием и освободили первые два сказочных действия. Что они обозначают? (Зачин и особое обстоятельство). Правильно. С каких слов чаще всего начинаются сказки? (Ответы детей)

- Я вижу вы настоящие знатоки сказок, и справится с испытаниями Бабы Яги не составит особого труда. Вы готовы к следующему испытанию? Тогда начинаем!

Задание 2. Узнай героя по силуэту.  

Баба Яга заколдовала героев.  Если мы их разгадаем, то от колдовства избавим (показ слайдов)

Воспитатель: - Молодцы, справились и со вторым заданием. Мы освободили еще 2 сказочных действия. Что это за карты? (Запрет и нарушение запрета).

Воспитатель: - Есть у бабы Яги волшебные ботинки-самоплясы, и нам нужно будет с ними станцевать. Вы готовы?

Задание 3.  Хороводная игра «Теремок»

Дети передают  мимику, голоса и повадки животных (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк и мишки-раздавишка).

Воспитатель: - Ну вот освободили еще 2 карты со сказочными действиями. Что они означают? (Герой покидает дом и появление помощника).

Воспитатель: - В следующем задании от бабы Яги нам нужно назвать противоположности.

Задание 4.  Игра с мячом "Антонимы"

Баба Яга злая, а фея-крестная добрая

Буратино веселый, а Пьеро ...

Золушка трудолюбивая, а ее сестры ...

Балда умный, а чертенок ...

Настенька вежливая, а Марфушенька ....

Старик Хотаббыч старый, а Волька ...

Артамон быстрый, а черепаха Тартилла ...

Огонь в печке жаркий, а вода в речке...

Графини Вишенки богатые, а Чиполино ....

Воспитатель:  - Освободили мы еще 2 действия, что это за действия? (Погоня и спасение от погони)

Воспитатель: -  В волшебной книге сказок баба Яга все перепутала, нам надо исправить все ошибки.

Задание 5. «Волшебная корзина»

(Из корзинки достаёт предметы. Дети должны, отгадать из какой сказки данный предмет):

Золотое яйцо (Курочка Ряба)

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Банка с вареньем (Карлсон)

Аптечка (Доктор Айболит)

Банка с мёдом (Вини-пух и все, все, все)

Скалка (Лисичка со скалочкой)

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Освободились у нас еще 2 сказочных действия. Что они означают? (Волшебное средство и возвращение домой).

- Осталось в плену у бабы Яги последнее действие, самое главное, без которого не обходится ни одна сказка. Это "Счастливый конец". Спрятала его баба Яга на самое дно сундука и ни за что отдавать не хочет. Отдаст она его только тому, кто сможет рассказать ей сказку, которую она еще никогда не слышала. Но в этой сказке обязательно Баба Яга должна быть хорошей, а помогать ей будут Иван Царевич и Серый волк. Вы готовы придумать такую сказку? Хорошо. А сказочные действия нам помогут. Давайте расставим карты в той последовательности по которой будет развиваться сюжет. Какую карту мы поставим первой? Почему? Какую потом? Кто будет помогать бабе Яге? А кто будет мешать? Каким образом он будет мешать? Какой предмет поможет героям справиться с испытаниями? Какой волшебной силой будет обладать этот предмет?

Дети придумывают сказку.

Воспитатель: Какая интересная сказка получилась. Мы освободили все сказочные действия. И теперь бабушка Забавушка и сказочные действия снова зажили дружно и счастливо.

Рефлексия.

Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.

                          И со сказкой расставаться.

                          Закончились наши большие дела,

                          И нам в детский сад возвращаться пора.

Понравилось вам путешествовать по сказкам? А что понравилось? Что запомнилось больше всего? (Дети отвечают.)

Воспитатель: «Верить в сказку- это счастье,
                                 И тому, кто верит,
                     Сказка обязательно отворит все двери».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "В гостях у сказки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Цель: развитие связной речи.Задачи: 1) Образовательные:Закрепить знание сказки «Колобок»; умение подбирать антонимы к прила...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

НОД ро развитию речи с использованием карт Я. Проппа "В гостях у сказки"

Нод по развитию речи старших дошкольников с использованием карт Я. Проппа "В гостях у сказки"...

презентация для занятия "Составление сказки с использованием карт Проппа"

Цель: актуальзация знаний детей о сказочных персонажах...

«Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»

В статье предлагаются методические рекомендации по использованию карт проппа в речевом развитии дошкольников...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....