Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotov._gr._razvitie_rechi.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

 тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Подготовила: Лесняк О.Н.

Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Вид НОД: интегрированное.
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: 

- учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

- закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: 

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: 

- воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним;

- перессказывание сказок;

- дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

Предполагаемый результат:

- ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

- овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

- формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Средства и оборудование:

Методические: иллюстрации к сказкам.

Организационные: сундучок, клубок ниток, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных листов, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Ход НОД:
Вводная часть
Дети заходят, становятся в круг. Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
Основная часть
Воспитатель:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Конечно.
Воспитатель: Почему вы их любите?

Дети: Потому что там добро побеждает зло, все хорошо заканчивается.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными Дети: Потому что, их сочинил народ.

Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая!

Открываем книгу и выясняется, что все страницы исчезли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?

Дети: страницы вырвали.
Воспитатель: Ребята смотрите вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь?

Дети: Может волшебная фея.
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке.

Открываем мешочек, находим там размотанный клубок

Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой?

Дети: Потому что мы знаем много сказок.
Воспитатель: Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

Вместе с детьми произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку.
Воспитатель: Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
Дети: Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета?

Дети: Красная.
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!

Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги.

Воспитатель: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев.
Воспитатель: И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета?

Дети: Оранжевого.
Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь!

Дети подходят к стульчикам, садятся.
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь?

Открываем конверт, достаем карточки.
Игра «Помогите!».
 Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им.
Воспитатель: «Помогите, за мной гонятся три медведя!»

Дети: «Три медведя»
Воспитатель: «Помогите! Я сломал домик зверей!»

Дети: «Теремок»
Воспитатель: «Помогите! Я превратился в козленочка!»

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: «Помогите, у меня оторвался хвост!»

Дети: «Лисичка сестричка и серый волк»
Воспитатель: «Помогите! Я превратилась в облачко!»

Дети: «Снегурочка»
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета?

Дети: Желтого.
Воспитатель: Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится.

Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

Демонстрация иллюстрации из сказки «Волк и семеро козлят"

Дети: Волки семеро козлят.
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?  
Демонстрация иллюстрации из сказки «Гуси-лебеди». 

Дети: Гуси – лебеди.

Воспитатель: Почему гуси-лебеди унесли братца?

Дети: Потому что Иванушка не послушался сестрицу Аленушку.

Воспитатель: Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?

Дети: Потому что Аленушка выполняла просьбы печки, яблоньки, речки.

Воспитатель: Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

Дети: Слушались взрослых надо.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
Демонстрация иллюстрации из сказки «Курочка Ряба» 

Дети: Это сказка «Курочка Ряба».
Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Воспитатель: Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? Дети: Зеленого и голубого.
Воспитатель: А клубок ведет нас дальше.

Вместе с детьми подходя им столу с загадками
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Дети: Любим.

Воспитатель: Будьте внимательны.
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?

Дети: Царевна – лягушка
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?

Дети: Баба-Яга
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
Дети: Лягушка – квакушка.
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?

Дети: Лиса
5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? Дети: Морозко
6. Кто исполнял все желания Емели?

Дети: Щука
Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

Дети: Синего
Воспитатель: Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.
 

Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза – сказка «Волк и серо козлят»;

Медведь – сказка «Маша и медведь»;

Волк – сказка «Теремок»;

Гуси – сказка «Гуси – лебеди»;

Лиса – сказка «Колобок;

Курица – сказка «Курочка Ряба»;

Заяц- сказка «Заюшкина избушка;

Лошадь – сказка «Сивка – бурка».
Воспитатель: Молодцы! Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? Дети: Фиолетового.
Воспитатель: У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все.

Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Что вам напоминают эти цвета?

Дети: Радугу.
Воспитатель: Правильно, цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап, снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
Дети выполняют вместе с воспитателем
Рефлексия:
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель: Чему нас учат сказки?

Дети: Добру, помогать друг другу.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Список литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000
3. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5
4. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 2007.
6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003.
7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Конспект занятия по развитию речи, чтение сказки русской народной сказки "Три медведя"Организационный моментЧтение воспитателем русской народной сказки "Три медведя"ФизминуткаБеседа по вопросамРефлекс...

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе (пересказ русской-народной сказки " У страха глаза велики"

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе .Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»"....