Дидактическое пособие «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Данное пособие может использоваться педагогами в разных видах деятельности не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с детьми старше 4 лет, при подготовке к обучению грамоте. Эта игра-лото может быть рекомендована также родителям в совместной деятельности со своим ребёнком.
Игра «АБВГДейка» строится на принципах последовательности (от простого к сложному),доступности(заключается в простоте изложения и понимания правил игры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическое пособие «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста | 587.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «АБВГдейка»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Хлус Наталья Сергеевна,
воспитатель
1 квалификационной категории
Образовательная область:
Речевое развитие
Возраст детей: 5-7 лет
Паспорт дидактического пособия «АБВГДейка»
Актуальность пособия:
В настоящее время всё больше значимым и актуальным становится вопрос о необходимости развития речи у детей дошкольного возраста. В речи детей старшего дошкольного возраста существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас, бедная монологическая, диалогическая речь.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Комплексно – игровой метод организации деятельности дает возможность педагогу добиться положительного результата в работе с детьми. Дети «погружаются» в игру, и, играя, обучаются. Создание доброжелательной, творческой атмосферы, создание ситуации успеха для каждого ребенка в игре,- всё это является необходимым условием успешной реализации программных задач.
Дидактическое пособие «АБВГДейка» создано мною на основе известной игры «Лото». Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Данное пособие может использоваться педагогами в разных видах деятельности не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с детьми старше 4 лет, при подготовке к обучению грамоте. Эта игра-лото может быть рекомендована также родителям в совместной деятельности со своим ребёнком.
Игра «АБВГДейка» строится на принципах последовательности (от простого к сложному),доступности(заключается в простоте изложения и понимания правил игры).
Цель игры: развитие умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка.
Задачи игры:
-обогащать словарный запас, развивать речь детей, развивать фонематический и речевой слух, внимание, память, мышление, развивать навык чтения.
-совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закреплять умение проводить звуковой анализ, составлять предложение с заданным словом.
- формировать интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.
- формировать навыки сотрудничества при работе в команде, доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками.
-способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Описание игры:
Игра представляет собой:
-непрозрачный мешочек, где хранятся фишки, откуда их извлекают в процессе игры;
- 33 фишки(на каждой из которых изображена одна из букв алфавита);
-200 кружков для закрытия букв на игровых карточках;
42 карточек разного цвета, которые соответствуют разному уровню сложности заданий:
-6 карточек сиреневого цвета(с буквами, расположенными в шахматном порядке);
-8 карточек жёлтого цвета (с буквами и словами, состоящих из трёх букв);
-16 карточек розового цвета (с буквами и словами, состоящих из 5 букв);
-12 карточек голубого цвета (с буквами и словами, состоящих из 7 букв).
Примечание: участники игры могут самостоятельно выбирать и играть с карточками любого цвета, в зависимости от возраста и своих возможностей.
Правила игры:
Количество играющих не ограничено.
В начале игры выбирается ведущий, задача которого доставать по одной фишке из мешочка и озвучивать букву. Каждому игроку даётся карточка (или несколько). Игрокам нужно сопоставлять озвученные ведущим буквы с буквами на своих карточках. На чьих карточках есть озвученная буква, закрывают их кружочками. Выигрывает тот, кто закроет все буквы на своих карточках первым.
Варианты игры:
1 Вариант: Рекомендовано для детей в возрасте 4-5 лет. Каждый игрок получает по одной игровой карточке сиреневого цвета. Назначается ведущий – игрок, который достает по одной фишке из мешочка и озвучивает буквы. Игроки сопоставляют названные ведущим буквы на своей карточке, и, при их наличии закрывают буквы кружком. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все буквы. Также выигравшего игрока могут назначить ведущим в очередной игре.
2 Вариант: Каждый игрок получает по одной игровой карточке жёлтого цвета. Назначается ведущий – игрок, который достает по одной фишке из мешочка и озвучивает буквы. Игроки сопоставляют названные ведущим буквы на своей карточке, и, при их наличии, закрывают буквы кружком. Задача игры усложняется тем, что на этих карточках есть слова из трёх букв. Кто сможет найти эти слова и прочесть, то имеет право дать задание любому из участников игры ответить на вопрос: Каким бывает этот предмет? Из чего он сделан? Либо все участники игры коллективно отвечают на вопросы с заданным словом.
Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все буквы.
3 Вариант:
Каждый игрок получает по две или три игровых карточки голубого цвета. Назначается ведущий – игрок, который достает по одной фишке из мешочка и озвучивает буквы. Игроки сопоставляют названные ведущим буквы на своей карточке, и, при их наличии закрывают буквы кружком. Задача игры усложняется тем, что увеличивается количество карточек, и, на них изображены слова из семи букв. Как только кто-то из участников закрывает одно из слов, то сразу подаёт сигнал о том, что у него закрыто слово и озвучивает его (если не сможет прочесть самостоятельно, помогает педагог). Этот игрок имеет право дать задание любому из участников игры ответить на вопрос: Каким бывает этот предмет? Из чего он сделан?, а также придумать предложение с этим словом, либо все участники игры коллективно отвечают на вопросы с заданным словом. Выигрывает тот , кто первым закроет все буквы. 4 Вариант:
Каждый игрок получает по одной игровой карточке розового или голубого цвета. Назначается ведущий – игрок, который достает по одной фишке из мешочка и озвучивает буквы. Игроки сопоставляют названные ведущим буквы на своей карточке, и, при их наличии закрывают буквы кружком. Задача игры усложняется тем, что на этих карточках изображены слова из пяти и из семи букв и изменяются правила. Как только кто-то из участников закрывает одно из слов, то сразу подаёт сигнал о том, что у него закрыто слово, и, озвучивает его(если не сможет прочесть самостоятельно, помогает педагог).Затем этот участник определяет количества букв, ударения в слове, выделяет гласные и согласные звуки этого слова. Далее этот игрок имеет право дать задание любому из участников игры (смотри выше). Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все буквы.
5 Вариант:
Каждый игрок получает по две или три игровых карточки любого цвета по выбору участников игры. С использованием считалочки назначается ведущий – игрок, который достает по одной фишке из мешочка и озвучивает буквы. Игроки сопоставляют названные ведущим буквы на своей карточке, и, при их наличии закрывают буквы кружком. Выигрывает тот , кто первым закроет все буквы на карточках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие «ЭРУДИТ» для детей дошкольного возраста.
Представлено содержание авторского пособия...
Дидактическое пособие «Фингерборд» для детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие для детей подготовительной группы для развития мелкой моторике....
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста
Играя с пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....
Дидактические пособия для развития детей дошкольного возраста
Материал содержит дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы дошкольников....
Дидактическое пособие для адаптации детей раннего возраста «Фартук сказок»
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению — это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а имен...
«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»
Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...
Многофункциональное дидактическое пособие для развития детей раннего возраста «Мир, в котором я живу»
Дидактическое пособие «Мир, в котором я живу» разработано для полноценного и всестороннего развития детей второй группы раннего возраста. Пособие изготовлено в виде панно, разделенно...