Методическая разработка по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие в сказку Теремок"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС
по теме «Путешествие в сказку «Теремок» »
Выполнила:
Назарова Анастасия Васильевна
Санкт-Петербург 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......3
Пояснительная записка……………………………………………………5
1. Ход занятия……………………………………………………………...7
1.1. Театрализация сказки «Теремок»………………...………...……….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..15
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...…16
ВВЕДЕНИЕ
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский
Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий полноценного развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Безусловно, развитие связной речи начинается в семье. Поэтому как можно раньше необходимо вводить в общение с малышом народные потешки, пестушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви. Ведь именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову, так как носят цикличный характер: многократное повторение сюжета с небольшими изменениями (особенно для младшего-среднего возраста) способствует лучшему запоминанию ребенком сюжета и развивает память. Кроме того, в сюжете сказки нашими предками были заложены такие цели как:
- любовь к окружающему миру;
- храбрость и стойкость перед злом;
- победа добра над злом;
-честность и самостоятельность в своих поступках.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. А проблема развития речи является одной из актуальных. От уровня развития связной речи зависит:
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
Из исследования опытов воспитателей следует, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начная с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Пояснительная записка
На всех НОД важно развивать речевую активность у детей, вызывать стремление узнавать новые слова, тем самым пополняя словарный запас, способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей. Следует побуждать детей младшего дошкольного возраста вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, отвечать на вопросы воспитателя, активизируя речевую деятельность.
Цель занятия: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста, посредством словестных игр, участия в игре-драматизации.
Задачи занятия:
1) воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, доброжелательность, сочувствие, симпатию друг к другу, интерес к театральным играм
2) образовательные: учить строить диалог, согласовывать свои действия с действиями героев сказки. Упражняться в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и. Закрепить знания о диких и домашних животных.
3) развивающие: развивать творческое воображение, эмоции, чувства, логическое мышление, а также умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.
Форма занятия: практическое занятие
Формируемые УДД:
1) личностные – развитие и активизация речевой деятельности;
2) регулятивные – умение организовывать свою деятельность, доводить работу до завершения;
3) познавательные - усвоение новых знаний, пополнение словарного запаса
4) коммуникативные – умение общаться, взаимодействовать с другими людьми, помогать товарищам
Основные термины и понятия: теремок, дикие, домашние животные, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик – попрыгайчик», «лисичка-сестричка», «волчок - серый бочек, «мишка - косолапый».
Материал: иллюстрации героев сказки «теремок», маски героев сказки, домик - «теремок», деревья с яблоками (загадками), цветок.
Предварительная работа: чтение сказки «теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок о животных, дидактическая игра «кто как кричит», разучивание физкультминутки «теремок», беседа о диких и домашних животных.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие интереса к художественной литературе, к чтению сказок.
2. Развитие интереса к театрализованной деятельности .
3. Умение играть по ролям.
4. Умение принимать на себя роль животного.
5. Умение отвечать на вопросы, правильно выстраивая предложение.
6. Пересказывают по картинкам сюжет сказки.
Ход занятия:
Воспитатель приветствует детей – здравствуйте, ребята!
«Вот мы встали все в кружок, вот он сказочный цветок!
Всех приветствуем вокруг, здравствуй наш волшебный друг!»
- Ребята, сказочный цветок хочет нам что-то показать. (Воспитатель подводит детей на цветочную поляну, где спрятана корзинка с книгой)
- Смотрите, что это?
-Книга (отвечают дети)
- А в книге, ребята, сказки. Хотите попасть в одну из этих сказок?
-Да, - хором отвечают дети.
Совершим с вами путешествие, только перед дальней дорогой нам нужно подготовиться и подкрепиться! Пройдите, пожалуйста на стульчики.
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости – надуваем щеки
С ними худые - лишь кожа да кости - втягиваем щеки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись – улыбка, поворот головы вправо, влево
Поцеловать они всех потянулись – губы вытянуты
Утром проснулись – в улыбочку губы – улыбка
Чистили мы, свои верхние зубы – водим языком по верхним зубам
Вправо и влево, внутри и снаружи с нижними зубками тоже мы дружим
Губы сожмем мы, и рот прополощем, и самоваром пыхтим, что есть мочи
Блюдца поставим – положат блины нам – движение широким языком
Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо – поочередное надувание щек
Блинчик жуем, завернем и прикусим – подуть на широкий язык, жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы
Блинчик с вареньем малиновым вкусным – облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад
Чашки поставим, чтоб чаю налили – широкий язык лежит на нижней губе
На нос подули – мы чай остудили. Чаю попили – никто не обижен вкусный был завтрак – мы губки оближем – кончик языка облизывает губы по кругу.
Рис. 1 Артикуляционная гимнастика – упражнение «Блинчик»
Молодцы, ребята, вот мы с вами и подкрепились! Поехали дальше
Упражнение с целью правильного произношения гласных звуков
Цель - повторять движения в соответствии с текстом. Четкое произношение звуков - а, о, у, и.
За окном шумит листва, дружно скажем а-а-а.
Тихо сели на траву, повторяем у-у-у.
Нам на травушке тепло, повторяем о-о-о-о.
Прилетели соловьи, дружно скажем и-и-и.
- Что можно сказать об этих звуках?
– эти звуки можно петь - Варианты ответов детей
(Воспитатель подводит детей к дереву)
Ребята, посмотрите какое волшебное дерево! А на нем яблочки, да не простые, а с загадками.
- А вы любите отгадывать загадки? – спрашивает воспитатель у детей
- Да, хором отвечают дети
Рис. 2 – Волшебное дерево загадок
Воспитатель загадывает загадки и просит найти отгадку.
Загадки:
1. Кто за стенкою шуршит, тонким голосом пищит, сыр от них не утаишь, всем известно это …
2. Хвост пушистый мех златой, в лесу живет, а в деревне кур крадет?
3. Зимой спит, летом улья ворошит?
4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?
5. Через поле напрямик, скачет белый воротник.
6. Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, кто это?
После того, как дети отгадают, нужно показать картинку или игрушку-отгадку.
- Какие вы все молодцы, все загадки отгадали – хвалит воспитатель детей
Физкультминутка
(Идем по кругу, изображаем мышат, зайчат, лисят, волчат, медвежат)
Были мы ребятами стали мы мышатами,
Были мы мышатами, стали мы зайчатами,
Были мы зайчатами, стали мы лисятами.
Были мы лисятами, стали мы волчатами,
Были мы волчатами, стали медвежатами.
Были медвежатами, Стали мы ребятами.
- Ребята, скажите, а как «разговаривают» наши звери – спрашивает воспитатель у детей
- Мышка - пи-пи-пи,
- А лиса - тяф-тяф,
- Волк - у-у-у-у.
Молодцы, как вы уже догадались, мы с вами будем говорить сейчас о наших соседях – животных. Дети садятся на стульчики. Воспитатель, продолжает беседу о диких и домашних животных:
- Ребята, а где живут эти звери?
- В лесу – отвечают дети.
- Как можно назвать животных, которые живут в лесу? – воспитатель задает вопрос определенному ребенку (индивидуальные ответы)
- Дикие
- А, домашние, это какие животные?
- Которые, живут возле человека, (кошка, собака и т.д. –варианты ответов детей).
1.1. Театрализация сказки теремок.
Кажется, вы уже догадались из какой сказки пришли эти звери?!
Правильно из сказки теремок! А сейчас мы превратимся волшебным образом в этих героев (раздача масок) и поиграем в эту сказку.
Инсценирование сказки.
Анализ сказки.
-Ребята, кто первый нашел теремок (мышка)
- А кто последний (медведь)
-Как поступил медведь? Почему? Он исправил свою ошибку? Как? Кто ему в этом помог?
Вывод: Когда мы все дружные, добрые, то и работа у нас ладится.
Физкультминутка (встаем в круг, держимся за руки, дети изображают зверюшек).
В чистом поле теремок. Он не низок не высок. Звери разные там жили. Жили дружно, не тужили (обнимаемся). Там и мышка, там лягушка, зайка с лисонькой подружкой. Серый волк, зубами щелк. В дружбе знали они толк. Но набрел на теремок мишка косолапый, раздавил он теремок своей огромной лапой (стучим кулачками. Звери очень испугались. Поскорее разбежались (на стульчики). А потом собрались снова, чтоб построить терем новый.
- А давайте построим свой теремок. Дидактическая игра « Волшебный домик сказок» воспитатель предлагает выбрать героев сказок для теремка.
- Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой чудесный у нас получился домик! Вместе с детьми воспитатель рассматривает теремок. Беседует о том, что было самым трудным, что нового мы узнали?
Вот так мы будем строить нашу дружбу, как большой теремок!
Рис. 3 Дидактическая игра – «Волшебный домик сказок»
-Пришло время возвращаться в детский сад (встаем в круг, берем волшебный цветок).
–Раз, два, три цветочек в садик нас верни! (Повторяем все вместе).
-Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями и волшебным цветочком:
Вот мы в сказке побывали, Поучились, поиграли, И героям помогали, И задания выполняли. Скажем дружно до свидания!
Воспитатель и дети прощаются, затем воспитатель предлагает детям добавить солнышку лучики, если занятие им понравилось, или капельки дождя тучке если занятие не вызвало интереса к самостоятельной творческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив, особенности развития речи на занятиях НОД в детском саду были сделаны следующие выводы, что игровая и театрализованная деятельность способствует развитию и активизации речевой деятельности, пополнению словарного запаса у детей.
Дошкольная речь - наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов. А повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Проанализировав возрастные особенности детей данного возраста, мы пришли к выводу, что игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.
Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.
Предложение об эффективности проведения мероприятий:
Пополнение мини-музея масками героев по сказке «Теремок». В дальнейшем дети могут самостоятельно проигрывать сюжет сказки по ролям, основываясь на полученном опыте.
Пополнение картотеки по артикуляционной гимнастики.
Список использованных источников и литературы
1. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987 – 150 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 – 189с.
3. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) /А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1979. – С.214.
4. Воспитание детей в игре Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981. – С.56.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. - №6.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С.78.
7. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 345 с.
8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев. – М., 1981. – С.447.
9. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г. – 168с.
10. Шустова, И.Б. Игры для детей. / И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005. – с. 230.
11. Эльконин, Д. Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. – С.27.
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика
Рис.1 Артикуляционная гимнастика- упражнение чашечка
Рис.2 Упражнения артикуляционной гимнастики
Рис.3 Упражнение – вкусное варенье
Рис.4 Упражнение – чистим зубки
Рис.5 Артикуляционная гимнастика
Рис. 6 Артикуляционная гимнастика
Приложение 2
Иллюстрации, как наглядное пособие
Рис.1 Лягушка
Рис.2 Мышка
Рис. 3 Зайчик
Рис.4 Лисичка-сестричка
Рис. 5 Волк - зубами щелк
Рис.6 Бурый медведь – мишка - косолапый
Рис. 7 иллюстрации - как наглядное пособие сказка «Теремок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_3.docx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи во второй младшей группе на тему: « День космонавтики»
Программные задачи:1)сформировать у детей представления о космосе и первом космонавте;2)обогащение и активизация словаря по теме «Космос»;3)развивать творческое воображение, фантазию;4)раз...
Методическая разработка по развитию речи во второй младшей группе «В гости к животным»
laquo;В гости к животным»...
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе по сказке "Теремок".
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе Цель: Развитие устной речи у детей 3-4 летЗадачи:-Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Теремок»-Развивать слуховое ...
Методическая разработка по развитию речи во второй младшей группе «Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто.
Методическая разработка для педагогов по развитию речи....
Методическая разработка по развитию речи во второй младшей группе «Как зайчик свою сказку искал»
Цель: развитие связной речи через устное народное творчество.Задачи:образовательные: закрепить знакомые потешки, сказки, приучать отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, упражня...
Методическая разработка по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи: звук "с"
План-конспект занятия по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в второй младшей группе по сказке " Теремок"
Конспект занятия по развитию речи в второй младшей группе по сказке " Теремок"...