КАК СОБИРАТЬ ДЕТСКУЮ БИБЛИОТЕКУ
консультация по развитию речи

Лупанова Галина Николаевна

«Детская книга при всей ее внешней простова­тости— вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь онкольному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрос­лых доступны ее вершины. Удивительное искусство детская книжка!»

Лев  Токмаков, народный художник России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лупанова Галина Николаевна,

старший воспитатель,

МАДОУ г. Мурманска № 151,

КАК СОБИРАТЬ ДЕТСКУЮ БИБЛИОТЕКУ.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости— вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь онкольному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство детская книжка!»

Лев  Токмаков, народный художник России

Книжная индустрия сегодня предлагает нам большой выбор детских книг. Но все ли из предложенных нужно покупать? Для дошкольников книга должна быть особенной: изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, заманчивой; для детей раннего возраста — еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения.

Первой книжкой в жизни малыша может быть книжка-подушка. Листы этой книги сделаны из тонкого синтепона, обшиты яркой тканью с иллюстрациями и текстом, тесемками связаны в единый блок. Она, несмотря на свой размер (35 х 32), очень легкая и удобная.

Такую книгу можно сделать самим в детском саду. Возьмите 10 кусочков («листов») однотонного ситца размером 37 х 34 см. Из ткани другого цвета или ситца с рисунком на темы детских игрушек выполните на «листах» аппликации или несложные вышивки, вставьте синтепон размером поменьше, окантуйте «листы» ситцем другого цвета, сшейте их, смастерите закладку, соедините листы тесемками, чтобы книга без надобности не раскрывалась.

 Она  долго будет служить иллюстративным материалом и своего рода «приманкой» для того, чтобы родители последовали вашему примеру.

Другие типы книг также должны быть в ДОУ.

Известно, что далеко не все малыши с удовольствием переносят водные процедуры. И здесь родителям может помочь книжка. Есть специальные книги с надувными «страницами», которые не тонут в воде, издают звуки, когда их нажимают в определенном месте. Эти звуки, а также веселые  и яркие картинки, своеобразная форма книги (например в виде рыбки или других морских существ) отвлекают малыша от неприятного для него общения с водой, сохраняют его психологическое здоровье. Но взрослым не следует забывать о том, что такие книги должны быть прочно окрашены, не должны линять, трескаться от воды и т. д. В противном случае их нельзя давать малышу.

В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки: «восьмушки» и «четвертушки» ('/8 и '/4 стандартного листа). Их легко держать в руках, легко рассматривать самому ребенку. Но, выбирая такую книгу, следите, чтобы тексты были настоящими, высокохудожественными, иллюстрации — красочными, а изображения на них — крупными, узнаваемыми.

Приобретите книжки-элерманы. Их листы сделаны из картона. Малыш не будет бояться измять или изорвать их. Но если вдруг это случится, не ругайте ребенка, объясните ему, как надо пользоваться книгой, на его глазах исправьте, «подлечите» изорванное. Этот процесс также психологически важен: он устранит испуг, с одной стороны, с другой — покажет ценность книги, научит бережному обращению с нею.

Привлекательными для ребенка являются также книжки-вырубки (их обложка и листы вырублены по контуру какого-либо предмета или героя, о котором идет речь в книге) и книжки-панорамы (содержание книги «оживляется» с помощью приведенных в действие фигурок и декораций), а также книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек, сказочных персонажей, с двигающимися частями чего-либо (глаза зверей, клюв птиц и т.д.).

Можно и нужно приобретать книги-стикерсы (от англ.: to slick — приклеивать). Эти книги не имеют прямого отношения к детской художественной литературе. Они познавательные, развивающие интеллект, сенсорику, эмоции ребенка. Стикерсы предназначены детям от 4 лет, когда они вместе с родителями, а то и сами могут отбирать и приклеивать нужные наклейки в соответствующие места на страницах. Но и и воспитании читателя они имеют значение, так как приучают ребенка к образу книги, к ее приоритетной роли в жизни человека.

Не старайтесь приобретать объемные и часто однообразные тома («Золотая книга сказок», «Розовая книга сказок» и др.). Малышу трудно взять в руки такой том. А создавать интерьер вашей квартиры можно иным способом. Дорогостоящую же книгу можно заменить рядом других, менее дорогих, но боле значимых для ребенка. Хорошо, если среди них будет и книга вашего детства, и первая книга, прочитанная вами самостоятельно, и первая подаренная вам книга. В общении с ними, как правило, у родителей проявляются разнообразные эмоции, которые тонко улавливает малыш и которые в какой-то мере формируют его собственное отношение к книге.

Будущие родители должны знать и о таком явлении, как видеокнига.  Видеокнига — это литература на компакт-дисках. В настоящее время она существует в двух видах: обычная книга, когда на экране компьютера появляется текст или текст с иллюстрациями и его можно читать, «перелистывая» страницы с помощью «мыши». «Живая» книга отличается от обычной тем, что действие в ней движущееся,  озвученное. Текст может иметь музыкальное сопровождение.

Что такое настоящая детская книга? «В настоящей, созданной большим мастером детской книге всегда есть то, что решительно поднимает ее над повседневностью, вырывает из обязательного ряда сопровождающих раннее детство предметов. Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед— все постепенно уходит, чтобы никогда не вернуться. И лишь детская книга дается человеку на всю жизнь». Токмаков Л. Десять прогулок в детство. В кн.: Лев Токмаков художник. — М.: Советский художник, 1989, с. 38.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Борисенко М. Г. Школа раннего развития. Как научить годовалого ребенка любить книгу. Для детей от 1 года до 2 лет. — СПб.: «Издательский дом "Нева"»; М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как собирать детскую библиотеку

Как подбирать книги в детскую библиотеку....

Детская библиотека в детском саду

В нашем  саду функционировала детская библиотека, которую посещали дети средних, старших и подготовительной к школе групп.Занятия в библиотеке с детьми проводила я,   Гасанова М.Ф., с сентяб...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОУ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАВЦИИ ПРОЕКТА «МИР ДЕТСКИХ ПОЗНАНИЙ. В ГОСТИ К ЛОМОНОСОВУ»

Компетентностный подход: традиции и новации в образованииXVIII студенческая научная конференцияXIII  международные педагогические чтениясборник статей и тезисовАрхангельск, 2011Раздел II , с 112...

Взаимодействие детского сада и детской библиотеки по литературному развитию дошкольников.

Опыт работы по приобщению дошкольников к художественной литературе....

План взаимодействия детского сада с детской библиотекой

Цель: воспитание и развитие творческих качеств личности в каждом ребёнке на основе приобщения детей к художественной литературе.Задачи:·         Познакомить дет...

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...

Творческое взаимодействие детского сада «Ласточка» с детской школой искусств и детской библиотекой с. Тарбагатай . «Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников

В  художественной  мастерской  по изобразительной деятельности, детского сада «Ласточка»  с   участием  педагога  детской школы искусств , воспитанн...