СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОУ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАВЦИИ ПРОЕКТА «МИР ДЕТСКИХ ПОЗНАНИЙ. В ГОСТИ К ЛОМОНОСОВУ»
статья (подготовительная группа) по теме
Компетентностный подход: традиции и новации в образовании
XVIII студенческая научная конференция
XIII международные педагогические чтения
сборник статей и тезисов
Архангельск, 2011
Раздел II , с 112
Социальное партнёрство как средство социально - личностного развития ребёнка
Социальное партнёрство ДОУ и детской библиотеки в ходе реализации проекта "Мир детских познаний. В гости к Ломоносову"
Сборник посвящён вопросам компетентного подхода в образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОУ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАВЦИИ ПРОЕКТА «МИР ДЕТСКИХ ПОЗНАНИЙ. В ГОСТИ К ЛОМОНОСОВУ»
Е.К.Савицкая, воспитатель МДОУ №13 «Берёзка», г.Новодвинск, А.Б.Иванова, библиотекарь МОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник», г.Новодвинск
Непреходящей ценностью во все времена считалось воспитание и образование. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека», писал В. Г. Белинский. Народные сказки, рассказы, стихи, широко используемые в работе с дошкольниками, оказывают на детей своё воспитательное воздействие. Активно используемое художественное слово бесценно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Стихи являются одной из форм познания мира. И как бы ни менялось наше общество, мы обязаны расширять кругозор детей, овладевать родным языком, активно способствовать использованию в речи языковых средств выразительности, знакомить с русским литературным творчеством. Взаимодействие открытых структур, таких как детский сад и детская библиотека помогают решению этих задач. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг», писал В.А. Сухомлинский.
Конституция Российской Федерации определяет основные принципы социального партнёрства в статьях 43 и 44. Закреплены эти принципы в основе Закона «О библиотекарском деле» от 29.12.94 № 78-ФЗ и Законе «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ в статьях 12,31,32.
Важной задачей воспитания является поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности. После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения, т.к. у них расширяется детский жизненный опыт. (1) Поэтическое слово, напевность стихотворной речи, ритмичность способствуют воспитанию художественного вкуса детей. Знакомя дошкольников с земляком М.В.Ломоносовым, мы обратились к его литературному творчеству. Помогаем воспринимать поэтическое содержание произведения, специфические особенности языка того времени когда жил и творил М.В.Ломоносов. Воспитывая в каждом ребёнке интерес к книге, учим его бережно относиться к ней.
Примечания.
1.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. СПб.: Акцент,1997. С111, 112.
Работая над стихотворным произведением, учим не только средствам выразительной передачи, но и переносить полученные знания в сюжетную, театрализованную игру и художественную деятельность.
Цель проекта: Знакомить детей с литературным творчеством М.В.Ломоносова.
Первые задачи были направлены на партнёрскую работу библиотекаря и воспитателя:
- Сбор, обработка и адаптирование материалов литературного наследия М.В.Ломоносова к детям старшего дошкольного возраста.
- Создание условий для формирования у детей чувства сопричастности к языковым средствам выразительности М.В. Ломоносова.
Следующие задачи направлены на детей:
- Учить понимать авторские средства выразительности.
- Развивать творческие способности детей посредством выразительной декламации, пластических этюдов, изобразительных средств.
- Пробуждать и развивать интерес к художественной литературе. Уметь получать удовольствие от общения с книгой, с поэзией.
- Дать представления о библиотеке, книге как источнике знаний, об общественной значимости труда библиотекаря.
Задачи, направленные на родителей:
- Вызвать интерес к литературному творчеству М.В.Ломоносова.
- Сплочению детско-взрослого коллектива группы путём совместного словотворчества.
На базе библиотеки детско-юношеского центра проходила непосредственно образовательная деятельность. Работа проходила поэтапно:
- Подготовительный.
Работа педагога и библиотекаря по подбору и изучению литературы по теме. Разработка и написание конспектов непосредственно образовательной деятельности. Анкетирование, разработка консультаций для родителей.
- Вводный.
Экскурсия в библиотеку.
- Основной.
Знакомство с литературным наследием Ломоносова.
- Завершающий.
Проведение викторины для детей. Создание книги детского литературного и художественного творчества « В гостях у Ломоносова»
Основной задачей, проводя анкетирование родителей «домашнее чтение» узнать заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, воспитанию потребности и интереса к ней. В результате анкетирования выяснили, что у 100% воспитанников группы есть дома библиотека. Большинство родителей читают детям книги ежедневно – 80%, перед сном читает детям только 20% опрошенных.
В списке любимых книг русские народные сказки: «Маша и медведь», «Кот и лиса»; «Буратино», «Карлик нос», «Три поросёнка»; книге о космосе, динозавров; стихи С. Маршака.
Недавно прочитанные с детьми книги без труда смогли вспомнить 40% опрошенных родителей. 60% респондентов отметили, что после прочтения книг обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседует о прочитано всего один из опрошенных родителей.
Большинство родителей не выписывают детские журналы, а покупают их - 80%. Объяснить это можно тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (самоделок, раскрасок, книг с заданиями), которые вполне заменяет журналы.
Особый интерес представлял вопрос о литературном творчестве М.В.Ломоносова. Мнение родителей было едино, что Ломоносов очень труден для восприятия школьникам, не говоря уже о дошкольниках. Что читать его детям рано.
Из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской детской библиотеке, не знают, что на базе детского юношеского центра есть так же детская библиотека. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об организации экскурсии в библиотеку ДЮЦ «Ровесник», что послужило совместному созданию проекта « Мир детских познаний. В гости к Ломоносову».
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
1.Непосредственно образовательная деятельность в библиотеке по произведениям М.В.Ломоносова «Мышь некогда…», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Надпись 1 к статуе Петра Великого», «Кузнечик дорогой…». В завершении цикла занятий проведена викторина.
2.Познавательно-речевые игры: «Отыщи картинку», « Стоп, палочка остановись», « Придумай рифму к слову…», «На что это похоже…», «Какое слово потерялось», « Слова – неприятели», «Скажи ласково». Составление описательных загадок и загадок на сравнение.
3.Выразительное чтение полюбившегося стихотворения.
4.Продуктивная деятельность: рисование «Дырки в сыре», «Мышка и сыр», «Северное сияние», «Трава»; мозаика «Конь».
5.Театральная деятельность: этюды «Лошадка», «Сыр», «Север», «В библиотеке»; пантомима «Лошадка», «Мышь», «Вьюга», «Сполохи», «Кузнечик», «Книга».
6. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
7. Ручной труд «Книжкина больница»
8.Фотовыставка « Библиотека. В гостях у Ломоносова»
9.Для родителей: консультации «Семья Ломоносовых», «Литературное творчество земляка»; анкета «Домашнее чтение».
В процессе творческого проекта дети узнали о литературном творчестве Михаила Васильевича Ломоносова в многогранном мире искусства, о труде библиотекаря, о ценности книги в жизни каждого человека, получали удовольствие от общения с ней. Активно участвовали в играх по литературным сюжетам.
Учились понимать и запоминать авторские средства выразительности, выражать своё отношение к поэзии через художественно-речевое, изобразительное и театральное творчество.
Проект выполнил поставленные задачи. Дети с удовольствием посещали библиотеку, где проходила непосредственно образовательная деятельность. На протяжении всего проекта интерес детей не угасал, потребность в активном словотворчестве поддерживалась родителями и увлекала в совместную деятельность с детьми.
Белинский писал, что дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре 1 . Он указывает, что детям надо давать как можно больше общечеловеческого, мирового, но надо знакомить с этим через родные и национальные явления. Белинский высказывает убеждение, что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон (2).
Творческий альянс библиотекаря и воспитателя явился средством социального, духовно-нравственного и интеллектуального развития всех субъектов воспитательно-образовательного процесса - и детей и взрослых.
Примечания.
2."Русский биографический словарь" rulex.ru
Resource id #4920
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/03/kompetentnostnyy_podkhod.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-297611-1598972870.jpg)
НОД «Капелька в гостях у ребят» (конспект + презентация) МБДОУ Детский сад «Снежинка» Образовательная область « Познание» (II младшая группа) Воспитатель: Музяева Эльвира Равилевна
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированный НОД "Капелька в гостях у ребят" для детей 3 лет. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/14/picture-113525-1710387404.jpg)
Проект "Мы вместе" (взаимодействие детского сада с поселковой детской библиотекой)
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Соврем...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-625082-1429438282.jpg)
Конспект экскурсии в детскую библиотеку «В мире детских книжек»
Задачи:- формировать представления детей о библиотеке;- познакомить с трудом библиотекаря;- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;- воспитывать правила культуры поведения в общественных м...
Фотоотчёт по экскурсии в детскую библиотеку по проекту для детей средней группы №5 "В гостях у К.И.Чуковского"
экскурсия с детьми средней круппы №5 в детскую библиотеку по проекту "В гостях у К.И. чуковского...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1321943-1615797637.jpg)
Развлечение "День детской книги" с использованием детской библиотеки
Сценарий праздника "День детской книги" (2 апреля). Использование библиотеки детского сада....
Творческое взаимодействие детского сада «Ласточка»с детской школой искусств и детской библиотекой с. Тарбагатай . «Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников
В художественной мастерской по изобразительной деятельности, детского сада «Ласточка» с участием педагога детской школы искусств , воспитанн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-1537821-1729010462.jpg)
Моделирование РППС в детском саду: презентация центров детской активности; условия поддержки детской игры.
В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовы...