Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей на тему: "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей раннего возраста»
Консультация для родителей
Подготовила: музыкальный руководитель
Дубенская О.А.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к русскому народному фольклору. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи - их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.
Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с малышом большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки, стихи.
Произведения народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения желательно сопровождать действиями или наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой, упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.
Например, при подготовке к обеду, можно читать детям:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком
И румяным пирожком».
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При укладывании спать:
Баю-бай.баю-бай.
Ты, собачка, не лай.
Ты, собачка, не лай.
Нашу Машу не пугай.
И в дудочек не гуди.
До утра не разбуди.
А приди к нам ночевать -
Нашу Машеньку качать.
Баю-бай.баю-бай.
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скупи.
Нашу Машу не буди.
Ночка темная, не спится
Наша Машенька боится.
Ты, собачка, не лай.
Ты мне Машу не пугай!
Фольклор также дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинках, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык фольклора помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношение к окружающему миру, поступкам отдельных людей.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки потешки, песенки у малышей складываются более высокие представления о плодотворном труде человека. Так репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обычный предмет, а источник труда человека.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Постепенно ребенок подводиться к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения.
В младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строится дальнейшее постижение тайн природы и величия духа. И пусть с самого начала жизненный путь детей будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»
Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...
Консультация для родителей «Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей раннего возраста».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11383190","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...
Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста
Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...
«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...
Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»
Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»...