Самообразование "Развитие речи"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности. «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребенка» (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №46 комбинированного вида «Зоренька» г. Новосибирск
Кораблевой Анастасии Сергеевны
с 2017 по 2019 учебный год
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
- Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Формировать грамматический, лексический строй речи;
- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- Развивать мелкую моторику рук.
Проблема.
Тема моего самообразования – ««Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»», которую я обозначила для себя. Актуальность темы определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Также особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста и в связи с реализацией федеральных государственных стандартов.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.
В своей каждодневной работе я создаю условия для развития речи детей в большей степени во время игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной).
Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Срок | Форма работы, содержание | Форма отчета | Перспектива | |
2017-2018 учебный год | ||||
Сентябрь | Изучение сформированности связной речи | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. | Работа над развитием связной речи | |
Октябрь | Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. | Активизация и обогащение словаря | Изготовление дидактических игр | |
Ноябрь | Посещение открытых итоговых занятий занятий. Показ итогового занятия | Составление анализа просмотренных занятий. | Демонстрация опытом с коллегами. | |
Декабрь - Январь | Подготовка проведения театрализованной игры | Изготовление масок для игры | Формирование эмоционально – насыщенной связной речи | |
Февраль | Разучивание стихов, потешек. | Подготовка картотеки по речевой гимнастике. | Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата | |
Март | Игра-путешествие по стране «Развитие речи» | Подготовка дидактических, речевых игр | Формирование грамматического строя речи. | |
Апрель | Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» | Подготовка плана мероприятия | Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми | |
Май | Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования» | Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей. | |
2018-2019 учебный год | ||||
Сентябрь | Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей | Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе. | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. | |
Октябрь | Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы | Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. | |
Ноябрь, апрель | Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накоплен-ного опыта на практике, в работе с детьми. | |
В течение года | Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. | Размещение своих работ на сайтах | Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. | |
Октябрь | Разучивание чистоговорок | Разработка картотеки | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. | |
Ноябрь | Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ | Показ открытого занятия на семинаре. | Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара | |
Декабрь | Составление консультаций для родителей | Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | Работа с родителями | |
Январь | Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания | Создание папки «Детям для рассказывания» | Использование материала для индивидуальных занятий | |
Февраль | Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» | Сундучок с стихами | Работа с родителями | |
Март | Участие с детьми во всероссийских конкурсах | Выполнение работ для конкурсов | Пополнение портфолио детей | |
Апрель | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Планирование мероприятия | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам | |
Май | Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Рассмотрение результатов диагностики. | Получение результатов о проделанной работе |
Литература:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Журнал «Ребенок в детском саду».
- Журнал «Воспитатель ДОУ»
- Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
- Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
- Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...