Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: «Русские народные сказки».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Приобщать детей  к устному народному фольклору; уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Узнавать и называть героев сказки в загадках. Познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей; развивать связную речь, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

Речевое развитие (Художественная литература)

Тема:  «Русские народные сказки».

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное, познавательное, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Приобщать детей  к устному народному фольклору; уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Узнавать и называть героев сказки в загадках. Познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей; развивать связную речь, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Словарь: потчует, куманек, несолоно хлебала, гостеприимный, окрошка.

Оборудование и материалы: иллюстрации к русским народным сказкам, серия картинок к сказке «Лиса и журавль».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о русских народных сказках.

Почему сказки называют русскими народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель: Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети: «Колобок»«Теремок»«Репка»«Маша и медведь»«Гуси – лебеди»«Волк и семеро козлят» и другие.

Воспитатель: Молодцы, ребята, названия сказок вы знаете, а сможете ли вы узнать сказку в загадках, сейчас мы проверим. (воспитатель загадывает загадки, после ответа детей показывает иллюстрации к сказкам).

1. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

2. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

3. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

4. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

5. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

6. Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода.

(Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка)

7. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была,

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

(Теремок)

8. Ах, ты Петя - простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок – золотой гребешок)

9. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

10. Красна девица - грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали. Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличаются сказки от других произведений?

Дети: В сказке есть что-то волшебное, необычное, то, чего не бывает в жизни.

СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА

(Построение.) 
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.) 
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

 Воспитатель: Как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «жили, были».

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, еще одно произведение «Лиса и журавль». (воспитатель рассказывает сказку и показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за произведение?

Дети: это сказка.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что лиса и журавль разговаривают. Животные не могут класть пищу в посуду. Лиса с журавлем не могут подружиться, потому что в природе они враги.

Воспитатель: Вам понравилась эта сказка? (да) Как вы думаете, почему лиса позвала к себе журавля?

Дети: Лиса хотела угостить журавля.

Воспитатель: Как лиса звала журавля?

Дети: Она говорила: «Приходи куманек, приходи дорогой».

Воспитатель: А чем угощала лиса журавля?

Дети: Манной кашей, которую размазала по тарелке.

Воспитатель: Почему лиса размазала манную кашу по тарелке?

Дети: Лисе стало жалко каши, ей хотелось  съесть все самой.

Воспитатель: Почему журавль не смог ничего съесть?

Дети: Потому что у журавля длинный узкий клюв.

Воспитатель: Как поблагодарил журавль лису?

Дети: Он сказал: «Спасибо, кума, и на этом, приходи ко мне в гости».

Воспитатель: А чем угощал журавль лису?

Дети: Окрошкой, которую налил в кувшин с узким высоким горлышком.

Воспитатель: Смогла ли лиса поесть окрошку?

Дети: Нет, не смогла, ел только журавль своим узким длинным носом.

Воспитатель: Что сказал журавль лисе?

Дети: Он сказал: «Ну, не обессудь, кума, больше потчевать не чем».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете значение пословицы «Как аукнулось, так и откликнулось»?

Дети: Как лиса угощала журавля, так и журавль угостил лису.

Итог.

Воспитатель: Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?

Дети: С русской народной сказкой «Лиса и журавль»

Воспитатель: Вам понравилась эта сказка? (да) Чему же учит эта сказка?

Дети: Что надо быть гостеприимным, добрым к своим друзьям.

Воспитатель: Правильно, ребята, сказка учит тому, что если уж ты дружишь, то ты должен считаться со своим другом. Если приглашаешь к себе в гости, то будь гостеприимен, вежлив и уважай своего друга. Я думаю, что и вы будете добры к своим друзьям.

А наше занятие окончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

 Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...

Непосредственно образовательная деятельность по математике по сюжету русской народной сказки «Репка».

Задачи на развитие познавательных способностей:  Различать в игровой форме  много предметов и один предмет, их форму, величину. Закреплять знания об основных цветах. Узнавать через загадку, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. (средняя группа) Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь».

Цели: знакомить с русскими народными сказками; учить оценивать поступки героев, петь выразительно, отвечать на вопросы; развивать речь....

Непосредственно-образовательная деятельность с элементами театрализации по русской народной сказке "Петушок и бобовое зернышко".

Познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»;Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас детей;Воспитывать чувство взаимопомощи и вз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию. ( озкакомление с художественной литературой). Тема- русская народная сказка "Заюшкина избушка".

В конспекте представалены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Заюшкина избушка"....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...