«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление синквейна о героях русской народной сказки «У страха глаза велики» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соплякова Надежда Владимировна

Важность обучения детей речевому развитию заключается в следующем:

  • Полноценное владение родным языком. Это необходимое условие умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. 1
  • Расширение круга общения. В дошкольном возрасте дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. 1
  • Подготовка к школьному обучению. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. 1
  • Развитие мышления. Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Если ребёнок плохо владеет речью, он не может чётко и ясно выразить свою мысль, что отразится на его успехах в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_soplyakova.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное  учреждение дополнительного

 профессионального образования Самарской области

 «Институт развития образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

на тему:

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Составление синквейна о героях русской народной сказки «У страха глаза велики»

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе»

время обучения: 17.02.2025 - 22.02.2025

Выполнила

Соплякова Надежда Владимировна,

воспитатель

СП «Детский сад № 53»

ГБОУ СОШ № 26 г.Сызрани,

г.о.Сызрань

Самара, 2025г.

Тема «Составление синквейна о героях русской народной сказки «У страха глаза велики»

Задачи:

Образовательные задачи:

1) Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. Привлечь внимание детей к выразительным средствам. 

2)  Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

3)  Воспитание читателя, способного испытать сострадание и сочувствие героям книги.

4) Развитие у детей чувства юмора.

Воспитательные задачи: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.

Развивающие задачи: развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Методы и приемы (перечислить)

                                      - практические: дидактическая игра, физминутка, игровое упражнение;

- наглядные: рассматривание иллюстраций;

- словесные: вопросы, беседа, чтение, словесная игра, «синквейн».

Материалы и оборудование: книги с русскими народными сказками, мяч, картинки с изображением эмоций, схема «синквейн».

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация «Приглашение в сказку»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть книги с русскими народными сказками на выставке.

(Из-за ширмы слышно шевеление)

Кто это?

Воспитатель загадывает загадку:

Хвост короче уха

Живо угадай-ка

Кто же это…?

Воспитатель слушает зайку и говорит детям, что «Зайка убежал из сказки и очень боится туда возвращаться, говорит, что в сказке страшные охотники».

Я предлагаю послушать сказку, из которой прибежал зайчик.

Чтобы попасть в сказку воспитатель предлагает  взяться за руки и повторить волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам зайчонок помоги».

Вот, ребята, мы с вами и в сказке:

«Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

Дети рассматривают представленные книги, слушают воспитателя, отгадывают загадку.

Выполняют задания воспитателя.

Деятельностный

Углубить понимание и эмоциональное восприятие текста дошкольниками, обратить внимание на жанровые особенности текста, выяснить значение новых слов.

Упражнять в умении верно определять жанр

Комментированное чтение русской народной сказки

«У страха глаза велики»

Верно определяют жанр произведения «сказка».

Верно называют название сказки и главных героев : бабушка- старушка; внучка- хохотушка; курочка- клохтушка; мышка- норушка

Педагог читает текст

(Приложение 1)

Дети сидят на стульчиках полукругом, слушают, отвечают                                                          на вопросы.

форма «Беседа по прочитанному произведению  

        Задает вопросы по произведению и разбирает вместе с детьми их варианты ответы

(приложение 2)

        Дети вовлечены в беседу. Отвечают на вопросы и анализируют свои ответы.

 

Упражнять в умении определять характеристику героев

форма «Цепочка слов»

Верно подбирают  из текста глаголы характеризующие героев сказки.

Предлагает детям поиграть в игру «Цепочка слов» по подгруппам. Мяч передается по кругу.

Воспитатель начинает:

Что делала  бабушка в сказке? 

Что делала внучка в сказке?

Что делала курочка в сказке?

Что делала мышка в сказке?

Дети встают в круг (передача мяча по кругу).

Первая подгруппа:

Ребенок произносит:

Бабушка хозяйничала в избе и передает мяч другому. Другой ребенок произносит: бабушка ходила за водой и передает другому. Другой ребенок произносит: бабушка брала воду из колодца и передает другому. Другой ребенок произносит: бабушка воду зачерпнет и домой. принесет.

Вторая подгруппа:

 Ребенок произносит: внучка хозяйничала в избе и передает другому. Другой ребенок произносит: внучка брала воду из колоды и передает другому. Другой ребенок произносит :внучка поторапливается за бабушкой.

Третья подгруппа:

Ребенок произносит: курочка хозяйничала за печкой и передает мяч другому. Другой ребенок произносит: курочка брала воду из лужицы и передает мяч другому. Другой ребенок произносит: курочка спешит за внучкой.

Четвертая подгруппа:

Ребенок произносит: мышка хозяйничала в норке и передает мяч другому. Другой ребенок произносит: мышка брала воду из следа от поросячьего копытца и передает мяч другому. Другой ребенок произносит: мышка бежит торопится.

Упражнять детей в умении правильно называть эмоции.

Упражнение «Подбери к каждому герою свой страх»

Верно называют эмоции.

Верно из существительного получают прилагательное.

Предлагает детям выполнить упражнение «Подбери каждому герою свой страх» преобразовав существительное в прилагательное и назвать эмоцию

Проходят за столы. Рассматривают картинки эмоции. Анализируют, как из существительного получить прилагательное.

Развивать умение детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Подбирают синоним – слово, близкое по значению.

Предлагает детям поиграть в игру «Скажи по-другому» веселый, большой, добрый, маленький

Действия воспитанников (по алгоритму)

Физминутка «Зайки»

Зайки, где ж вы пропадали?

Мы в капусточке дрожали

А зачем капусту съели

Мы лишь носиком задели

Ох вас надо наказать!

Попробуй догнать!

Прыг скок- прыг скок, прыгнул зайчик на пенек.

Ему холодно сидеть, хочет лапки он погреть.

Лапки вверх , лапки вниз.

И на месте развернись

Ставим лапки на бочок и на месте скок- скок.

Поиграли, отдохнули.

Дрожат от страха

Показывают ушки зайчиков
Руки на поясе, туловище качается в стороны.

Пальцем притрагиваются к носу.

Грозят пальцем.

Быстро прыгают на месте

Прыгают как зайки

Трут ладони друг о друга.

Поднимают и опускают руки.

Поворот вокруг себя

Руки на поясе, прыжки.

Учить составлять краткое описание героев в форме синквейна

форма «Синквейн» «Бабушка-старушка» «Внучка-хохотушка»  «Курочка-клохтушка», «Мышка-норушка»  

(работа по подгруппам)

Составляют краткое описание героев в форме синквейна: Бабушка

Старая, добрая

Идет, пугается, убегает

Ей видится в зайце медведь

Старушка

Внучка

Маленькая, подвижная

Веселиться, пугается, дрожит
Ей видится вместо зайца волк

Девочка

Курочка

Беззаботная, веселая

Кудахчет, пугается, улетает
Она видит на месте зайца лису

Несушка

Мышка

Маленькая, хвостатая

Семенит, пугается, улепетывает
Видит как к ней крадется кот
Норушка

Действия воспитателя
Предлагает составить синквейн к героям сказки

1. Строка - одно существительное, выражающее  главную тему синквейна.

2. Строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. Строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. Строка - фраза , несущая определенный смысл.

5. Строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

1. Строка - одно существительное, выражающее  главную тему синквейна.

2. Строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. Строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. Строка - фраза, несущая определенный смысл.

5. Строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

 1. Строка - одно существительное, выражающее  главную тему синквейна.

2. Строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. Строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. Строка - фраза, несущая определенный смысл.

5. Строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

 1. Строка - одно существительное, выражающее  главную тему синквейна.

2. Строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. Строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. Строка - фраза, несущая определенный смысл.

5. Строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Дети разбиваются на подгруппы, вспоминают сказку, составляют синквейн.

Получившийся синквейн рассказывает ребенок по выбору воспитателя.

Заключительный

Игровая ситуация «Возвращение в детский сад»

Воспитатель предлагает детям возвратиться в детский сад, произнести слова:

 «Ра-ра-ра – в садик нам идти пора»

Предлагает детям вспомнить и повторить пословицу «У страха глаза велики»

О чем говорит эта пословица?

А вы можете испугаться того, чего нет на самом деле, как наш зайчонок испугался яблочка, а ведь он думал, что это был охотник?

А теперь, давайте скажем зайчику: «До свидания», потому что пришло время возвращаться в свою сказку.

Что нового узнали?

Какие задания выполняли?

Что вам понравилось больше всего7

Дети произносят слова, отвечаю на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями.

Приложение 1

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, (Кто такая хохотушка?), курочка-клохтушка (Что значит клохтушка?) и мышка-норушка (Что значит норушка?).

Каждый день ходили они за водой (С чем они ходили за водой?). У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек (Что такое наперсточек? Для чего его применяют)?. 

Бабушка брала воду из колодца (Что такое колодец?), внучка — из колоды (Что такое  колода?), курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой (Кто такие водоносы? Почему их так называют?). Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали, и домой побежали. (Как вы думаете, что они дома делали? Куда могли спрятаться?). Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. (Что означает схоронилась? Почему она это сделала?)

Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! (Как вы понимаете «чуть не сцапала»? Что это значит?)

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: (Что подумал зайка?)

«Вот страсти-то! (Что такое страсти?) Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!» (Что означает «ноги унесли»?)

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Сказка чему учит? (Адекватно расценивать ситуацию, не паниковать, контролировать свой страх. Подсказывает, что нужно разобраться в ситуации.)

Приложение 2

Вопросы беседы по русской народной сказке «У страха глаза велики»

1. Как называется сказка?

2. Почему вы решили, что это сказка, а не рассказ?

3. Что напоминает название сказки? (на пословицу)

4. Как начинается сказка?

5. Как называли бабушку?

6. Как называли внучку?

7. Как называли курочку?

8. Как называли мышку?

9. Куда герои ходили каждый день?

10. Что они брали с собой?

11. Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?

12. Как в сказке герои названы? (одно слово)

13. Принесли ли в этот день они воды?

14.  Кто им помешал?

15. Где он сидел?

16.Как он помешал?

17. Что произошло с водоносами?

18. Куда спрятались: бабушка, внучка, курочка, мышка?

19. Кто со страху померещился: бабушке, внучке, курочке, мышки?

20. Что произошло с зайчиком?

21. Как вы думаете, что он испытал?

22. Кто привиделся зайчику?

23. Как закончилась сказка?

24. Как вы это понимаете? Чему учит сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект НОД по Развитию речи во второй младшей группе "Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Задачи:• Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.• Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.• Развивать внимание, память, воображение, отчетли...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе (пересказ русской-народной сказки " У страха глаза велики"

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе .Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно...

Конспект НОД по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) 2 младшая группа №8 «Рябинка» Чтение русской народной сказки: «У страха глаза велики»

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»       Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное, познавательное...

Конспект образовательной деятельности развитие речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»»

Цель: напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики»...