Кубики Зайцева как одно из средств поддержки детской инициативы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конструкт логопедического занятия по автоматизации звука [Л]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tso_1.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад № 6» Конструкт логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Составила: Новоселова О.Ф., учитель-логопед пгт. Пышма, 2020 г. |
Тема занятия: Кубики Зайцева как одно из средств поддержки детской инициативы
Тип занятия: закрепление пройденного, индивидуальное
Контингент: старший дошкольный возраст с ФФНР.
Цель: автоматизация звука [Л].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять слуховой и моторный образы звука [Л], автоматизировать звук [Л изолированно, в слогах, словах, предложениях с использованием кубиков Зайцева
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, формировать направленный речевой выдох, развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, упражнять в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных существительных по теме «Дикие животные», развитие координации движений пальцев рук;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, формировать функции контроля, самоконтроля за собственным произношением звука [Л].
Планируемые результаты коррекционной работы (в соответствии с задачами):
- получение представления о слуховом и моторном образах звука [Л], опыт произношения звука [Л] в изолированном виде, в слогах, слоговых цепочках, словах, предложениях
- поупражняется в самостоятельном выполнении артикуляционной гимнастики, в выполнении упражнения «Фокус», научится слышать и выделять звук [Л] среди звуков, слогов, слов, собирать кубики с заданной буквой [Л] из ряда кубиков, составлять слова из кубиков с заданной буквой, анализировать артикуляцию звука [Л], по схеме давать характеристику звука [Л] используя кубики Зайцева,
- будет стараться произносить звук [Л] правильно на занятиях и вне их, осуществлять самоконтроль за произношением звука в игровой и свободной деятельности.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях логопедического занятия осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи ребенку, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение ребенком умений поставить цель (или принять ее от учителя - логопеда, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Предварительная работа: на индивидуальных занятиях у ребенка поставлен звук [Л].
Методы и технологии работы с детьми: игровая технология, практическая деятельность детей, вопросы ребенку, демонстрация кубиков, игрушек, схем.
Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, развитие координации движений пальцев рук, игровые упражнения для развития дыхания и голоса.
Оборудование и дидактические средства: профиль артикуляции звука [Л], зеркало, кубики Зайцева», схемы для анализа артикуляции, характеристики звука [Л], карточки для проведения артикуляционной гимнастики, раздаточный материал для слогового анализа слов, слоговые таблицы, буква Л, предметные игрушки.
ТСО: магнитофон, ноутбук.
Этапы деятельности | Содержательная деятельность педагога и детей | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приводит к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1.Организационный | Здравствуй, Лиза! Сегодня у нас снова гостья. Хочешь узнать кто. Отгадай загадку. | Предлагает послушать аудио-загадку | Прослушивает загадку и находит ответ | Мотивация учебной деятельности. |
2. Содержательный | Правильно! К нам в гости пришла лягушка Нюша. И она нас приглашает отправиться в гости к своим друзьям. Послушай, кто ее друзья. | Предлагает прослушать слова: лягушка, лиса, волк, лев, осел и определить, какой звук есть во всех словах. Правильно, сегодня мы с тобой будем упражняться в правильном произнесении звука [Л].
| Прослушивает слова, определяет общий для всех слов звук, формулирует тему занятия. | Создание проблемной ситуации, требующей слухового сосредоточения и анализа услышанных слов и инструкции учителя-логопеда |
2.1. Развитие мелкой моторики | А сейчас разомнем пальчики. И вместе с лягушкой Нюшей потанцуем. | Предлагает под музыку попеременно разгибать пальцы рук. | Ребенок повторяет за логопедом пробу: «кулачки» (попеременное разгибание пальцев рук несколько раз) | Выработка точных, координированных движений пальцев рук |
2.2. Артикуляционная гимнастика | Пока наши пальчики танцевали, лягушка Нюша забыла, над произношением какого звука мы работаем? Что нужно сделать чтобы произносить этот звук красиво? Артикуляционную гимнастику | Педагог предлагает сделать артикуляционную гимнастику по картинкам: Упражнение для губ: - улыбка; - хоботок; - хоботок-улыбка Упражнение для языка: - лопаточка; - маляр; - вкусный мед; - чашечка; - лодочка; - лошадка Упражнение на воздушную струю: - надуваем щеки; - длительный выдох на перышко. | Выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, при необходимости используется не директивная помощь | Органы артикуляции подготовлены к произношению звука [Л]. Сформирован сильный направленный речевой выдох |
2.3. Автоматизация звука в изолированном виде. | Лиза, давай покажем лягушке Нюше как звучит звук [Л]. | Игра «Звуковая дорожка». Предлагает произнести звук [л] на выдохе л-л-л-л-л-л-л….. Контролирует правильное произношение звука [Л] | Выполняют предложенные игровые упражнения: | Автоматизация правильного произношения звука [Л]. Сформирован сильный направленный речевой выдох |
2.4. Анализ артикуляции звука | Давай заглянем в зеркало и посмотрим, как располагаются органы артикуляции при произношении звука [Л] | Задает вопросы: - в каком положении находятся губы при произношении звука[л]? - в каком положении находятся зубы? - в каком положении находится язык? - голосовые связки? | Ребенок отвечает: - губы в улыбке. - зубы сближены - кончик языка у верхних зубов, спинка опущена. - голосовые связки при звуке [Л] работают, воздушная струя теплая, плавная. | Самоконтроль за собственным произношением звук |
2.5. Характеристика звука | Лиза, хочешь познакомить лягушку Нюшу с буквой Л ? Проводится игра «Путаница» | Предлагает найти кубик с заданной буквой. Определить с помощью кубиков характеристику звука [Л] | Ребенок находит заданную букву среди других. Находит заданные кубики. Звук [Л] у нас - согласный - звонкий, - может быть твердым или мягким | Закреплено правильное произношение звука [Л]. Соотнесли звук [Л] с буквой Л. Дали характеристику звуку [Л] |
2.6. Развитие фонематических процессов | Лягушка Нюша предлагает отправиться к своим друзьям на паровозике. Из чего мы сможем сделать паровозик? Игра «Ушки-слушки» | Предлагает сделать паровозик из кубиков с одной буквой, слогов Предлагает вниманию Лизе ряды звуков, слогов, из которых нужно выбрать только те, которые содержат звук [Л]: Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания. | Ребенок создает из кубиков паровозик слушает и «ловит» только звуки [Л], слоги содержащие этот звук. | Сформировано умение слышать и выделять заданный звук [Л] среди других звуков, слогов |
2.7. Автоматизация звука слогах | Предлагается вновь отыскать кубики с буквой Л. Игра «Звукоподражание». буду произносить слоги со звуком [л], а ты повторяй за мной: Разберем слог ЛА. | Педагог показывает и произносит слог на кубике, просит отыскать такой же и произнести. Педагог задает вопросы: Сколько звуков в этом слоге? Скажи, какой первый звук? Он согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Какой второй звук? Он гласный или согласный? Выкладываем этот слог фишками | Ребенок выполняет предложенное задание, показывая тот или иной слог с буквой Л. Под руководством учителя-логопеда выполняет звуковой анализ слога ЛА. | Закреплено правильное произношение звука [Л] в слогах. Выполнили звуковой анализ слога ЛА |
2.8. Автоматизация звука в словах | Посмотри, мы приехали к Нюшиным друзьям. Кто же нас встречает. Волк, лиса, лев, осел. Лягушка Нюша просит выложить эти лова из кубиков по образцу. | Предлагает выложить слова из кубиков по образцу. Ответить на вопросы. В слове ЛЕВ сколько слогов? Где находится звук [Л], в начале, в середине или в конце? В слове ЛИСА сколько слогов? Где находится звук [Л]? Составляем схему местонахождения звуков. | Ребенок выполняет предложенное задание, создает слова из кубиков и отвечает на вопросы педагога. - в слове ЛЕВ один слог - звук [Л], находится в начале слова. - в слове ЛИСА два слога - звук [Л], находится в начале слова. | Научилась отбирать из ряда кубиков необходимые слоги выложили из них слова, выполнили звуковой анализ слова. Закреплено правильное произношение звука [Л] в словах. |
2.9. Автоматизация звука в предложении | Лягушка Нюша очень рада встрече с друзьями и удивилась когда увидела. У льва большие лапы. Предлагается повторить предложение У Льва большие лапы. Разбор предложения и выкладывание схемы предложения из кубиков. | Предлагается ответить на вопросы: - Сколько слов в предложении? - В каких словах есть звук [Л]? | Ребенок отвечает на вопросы - в предложении четыре слова. - звук [Л] есть в славах - Лев, большие, лапы. Под руководством учителя-логопеда составляет схему предложения | Закреплено правильное произношение звука [Л] в предложении. Выполнили звуковой анализ предложения. |
3. Рефлексия | Лягушка Нюша благодарит за полученные новые знания, за помощь встречи с друзьями | Спрашивает, какой звук сегодня правильно научились произносить. Предлагает вспомнить и назвать слова со звуком [Л], услышанные сегодня на занятии. | Ребенок отвечает, что учились правильно произносить звук [Л]. Называет слова, которые слышал на занятии. | Точно отвечает на вопросы взрослого, умеет оценить свое произношение звука [Л]. |
4. Открытый конец | За хорошую работу, Лягушка Нюша дарит раскраску с картинками со звуком [Л], | Прощается | Прощается |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"
Выступление на педагогическом совете с презентацией по теме ""Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"...
Методическая разработка мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»
с педагогами детских дошкольных учреждений...
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.Задачи:...
Групповой сбор «круг», как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности
Круг – это особая форма работы в методе М. Монтессори....
Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы"
Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы....
«Игра-бродилка как одно из средств поддержки игровой инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста».
В материале описана практика по изготовлению игры-бродилки....
Технология "Детский совет" как одна из форм поддержки детской инициативы
Технология "Детский совет", применение на практике, советы по внедрению в практическую деятельность....